Дело №2-94
Поступило в суд 30 декабря 2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 годаг. Тогучин
Тогучинский районный суд Новосибирской области под председательством судьи Шульги П.И.,
с участием:
прокурора Кузьминых Л.И.,
представителя Ш.Р.И.,
при секретаре Тихоновой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тогучинского района Новосибирской области к администрации Тогучинского района Новосибирской области об обязывании организовать на территории муниципальных образований полигоны для твердых бытовых отходов, утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории поселений Тогучинского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогучинского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Тогучинского района Новосибирской области и о понуждении к совершению действий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Тогучинского района проведена проверка исполнения природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которого установлено:
на территории муниципальных образований Тогучинского района отсутствуют полигоны для твёрдых бытовых отходов. Грунт, навоз, мусор и другие бытовые отходы складируются на не отведённых земельных участках.
В соответствии с требованиями п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения района.
Согласно п. 14 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 31.03.1999г. № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3. «Гигиенических требований к устройству и содержании полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утверждённым Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года полигон должен иметь определённые границы, должны имеется документы на отведение земельного участка под полигон для твёрдых бытовых отходов, санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, указатель «Свалка», организацией эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы, инструкции по приёму бытовых отходов, с учётом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов.
Отсутствие полигонов для утилизации и переработки промышленных отходов в Тогучинском районе, наличие несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований района, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, свидетельствует о бездействии администрации Тогучинского района в области природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Такое бездействие не соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Прокурор Кузьминых Л.И. в судебном заседании, подержав в целом заявленные требования, просит обязать администрацию Тогучинского района Новосибирской области организовать на территории муниципальных образований полигоны для твердых бытовых отходов, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории поселений Тогучинского района Новосибирской области.
Представитель администрации Тогучинского района Новосибирской области Ш.Р.И. исковые требования не признал и пояснил следующее.
Действительно в соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Однако, для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов необходимо создание соответствующих полигонов и как правильно указано в заявлении прокурора, для реализации указанных полномочий необходимо соблюдать требования, предусмотренные ст. 22 Федерального Закона № 52-ФЗ «О сантирано-эпидемиологическом благополучии населения в российской Федерации» которыми установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке. Хранению и захоронению. Условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение мест строительства объектов размещения отходов, зависят и осуществляются на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. При этом объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2.1,2.2,2.3 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утверждённым Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г. полигон должен иметь определённые границы, должны быть оформлены необходимые документы на отведение земельного участка под полигон для твёрдых бытовых отходов, получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организациями, эксплуатирующими полигон, должны быть разработаны регламенты и режимы работы полигонов, инструкции по приёму бытовых отходов, с учётом требований производственной санитарии для работающих на полигоне.
Распоряжением Губернатора Новосибирской области от 17.11.2009г. № 283-р утверждена концепция охраны окружающей природной среды Новосибирской области на период до 2015г. Согласно данного распоряжения в 2010 году муниципальными образованиями Тогучиниского района, а именно: Гутовским, Шахтинским, Вассинским, Кировским, Завьяловским, Мирновским, Заречновским, Ключевским, Степногутовским, Буготакским, Борцовским, Киикским, Кудринским, Усть-Каменским, Чемским, Нечаевским сельсоветами, а также в г. Тогучин и р.п. Горный разработаны мероприятия для участи в целевой программе « Охрана окружающей среды в Новосибирской области на период 2011-2015 годы.
В данных документах указаны перечни природоохранных мероприятий с учётом инвестиционных программ, так пунктом 1.3 «совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления» предусмотрены мероприятия по созданию полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, периоды реализации программ установлены по годам с 2011по 2015 годы, также установлены количественные показатели, суммы затрат, источники финансирования, а именно прописаны суммы, которые должны поступить в каждом году из бюджета Новосибирской области и бюджетов муниципальных образований для реализации указанных мероприятий, причём основная часть финансирования должна будет осуществляться из областного бюджета.
В 2010 году 16 муниципальных образований Тогучинского района подали в администрацию Тогучинского района заявления на отвод земельных участков для строительства полигонов, по 4 заявлениям, даны заключения, по 3 утверждены акты выбора земельных участков, проведено межевание, утверждены границы, присвоены кадастровые номера, проводятся экологические экспертизы, производство которых занимает значительный промежуток времени, 2 участка переведены в категорию промышленных земель, и переданы в постоянное бессрочное пользование ( р.п. Горный, Кировский сельсовет). В 2011 году планируется прохождение экологической экспертизы строительного проекта, а в 2012 строительство полигонов на последних двух участках.
Администрацией Тогучинского района Новосибирской области планово производится вся необходимая работа для создания полигонов и условий для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района.
На основании вышеизложенного считаем, что в действиях администрации Тогучинского района Новосибирской области отсутствует незаконное бездействие органа местного самоуправления (администрации Тогучинского района Новосибирской области) по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Кроме того, так как финансирование мероприятий направленных на создание полигонов для твёрдых бытовых отходов зависит от поступления средств из бюджета Новосибирской области и администраций муниципальных образований поселений Тогучинского района и г. Тогучина, и напрямую не связано с финансированием из бюджета муниципального образования – Тогучинский района, то обязать администрацию Тогучинского района организовать полигоны для ТБО за счёт только администрации Тогучинского района не представляется возможным. Также как невозможно установить и конкретный срок для выполнения вышеуказанных мероприятий, так как поступление финансирования из бюджета Новосибирской области в каждом году не зависит от администрации Тогучинского района.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, считает, что заявление прокурора с учетом измененных требований в судебном заседании, подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ст.ст. 254, 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свобод граждан.
Право на жизнь, здоровье, благополучную окружающую среду относятся к личным неимущественным правам и подлежат защите в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании (понуждении) соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Так, согласно п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения района.
Согласно п. 14 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 31.03.1999г. № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3. «Гигиенических требований к устройству и содержании полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утверждённым Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года полигон должен иметь определённые границы, должны имеется документы на отведение земельного участка под полигон для твёрдых бытовых отходов, санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, указатель «Свалка», организацией эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы, инструкции по приёму бытовых отходов, с учётом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов.
Отсутствие надлежащего количества полигонов для утилизации и переработки промышленных отходов в Тогучинском районе, наличие несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований района, что не оспаривается ответчиком, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также не соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь. На охрану здоровья, каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, заявление прокурора Тогучинского района Новосибирской области об обязывании администрации Тогучинского района Новосибирской области организовать на территории муниципальных образований полигоны для твердых бытовых отходов, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории поселений Тогучинского района Новосибирской области, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Тогучинского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Тогучинского района Новосибирской области организовать на территории муниципальных образований полигоны для твердых бытовых отходов, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории поселений Тогучинского района Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения
СудьяП.И.Шульга
Справка: Решение вступило в законную силу 11 февраля 2011 года.