Решение об удовлетворении иска прокурора Тогучинского района о признании незаконным бездействия директора детского сада № 2 `Дюймовочка` в порядке ст.45 ГПК РФ



Дело № 2-1201

Поступило в суд 5 сентября 2011 г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тогучин

27 сентября 2011 г.

Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Филичева Ю.Д.,

с участием прокурора Кузьминых Л. И.,

при секретаре Киселевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тогучинского района о признании незаконным бездействия директора муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Новосибирской области Тогучинский детский сад №2 «Дюймовочка»,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Тогучинского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия директора муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Новосибирской области Тогучинский детский сад №2 «Дюймовочка».

Прокурор в заявлении указал, что прокуратурой Тогучинского района проведена проверка законности Уставов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Тогучинского района Новосибирской области (далее по тексту МБДОУ) на предмет соответствия федеральному законодательству.

В ходе проверки Устава МБДОУ Тогучинского района Тогучинский детский сад № 2 «Дюймовочка» Новосибирской области было установлено, что Устав образовательного учреждения не содержит всех требований федерального законодательства в данной сфере.

Согласно п.2 ст.120 ГК РФ данное образовательное учреждение является бюджетным учреждением.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определяет Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Закон о некоммерческих организациях).

С 01.01.2011 глава 2 Закона о некоммерческих организациях, в котором определяются формы некоммерческих организаций, дополнена статьей 9.1 «Государственные и муниципальные учреждения», ст. 9.2 «Бюджетные учреждения».

Согласно ст.9.1 Закона о некоммерческих организациях государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

В соответствии со ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться: в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Вышеуказанные нормы Закона о некоммерческих организациях не отражены в Уставе образовательного учреждения, чем нарушены права неопределенного круга лиц

В соответствии с требованием п.12 ч.2 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и принятие Устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие директора Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Тогучинский детский сад № 2 «Дюймовочка» и обязать разработать изменения и привести Устав МБДОУ Тогучинского района в соответствие с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для исполнения решения.

Директор Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Тогучинский детский сад № 2 «Дюймовочка» требования прокурора признала в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Так, согласно ст. 39 ГПК РФ, поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, судом установлено, что директор Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Тогучинский детский сад № 2 «Дюймовочка» не принял должных мер по разработке изменений и приведению Устава МБДОУ Тогучинского района в соответствие с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Удовлетворить заявление прокурора Тогучинского района Новосибирской области.

Признать незаконным бездействие директора Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Тогучинский детский сад № 2 «Дюймовочка» по разработке изменений и приведению Устава МБДОУ Тогучинского района в соответствие с действующим законодательством.

Обязать директора Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Тогучинского района Тогучинский детский сад № 2 «Дюймовочка» разработать изменения и привести Устав МБДОУ Тогучинского района в соответствие с действующим законодательством, установив срок до 30 декабря 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Ю.Д. Филичев.

Копия верна.

Судья

Ю.Д. Филичев.