Решение № 2-1298/2010



№ 2-1298/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 29 июля 2010 года

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Баранцевой Н.В.

при секретаре Кориковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» об обязании осуществить работы по подъему затонувшего судна,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием о возложении обязанности на ООО «Магнит» в срок до 30.09.2010 г. осуществить подъем самоходного буксирного теплохода «13», затонувшего на левом берегу 7,8 км протоки Вартовская Обь на территории Нижневартовского района ХМАО-Югры.

Исковые требования мотивированы тем, что на левом берегу 7,8 км протоки Вартовская Обь на территории Нижневартовского района ХМАО-Югры находится частично затонувший самоходный буксирный теплоход «13», идентификационный номер Номер обезличен, принадлежащий ООО «Магнит». Прилегающая к протоке Вартовская Обь и ее протокам пойменно-затопляемая зона (сора) представляет места нереста в весенний период и места нагула для туводных видов рыб (язь, щука, окунь, елец, плотва) до спада воды. При нахождении корпусов судов в воде происходит окисление металла, при этом образуется соединение железа, которые отрицательно влияет на гидрохимический состав воды рыбохозяйственных водоемов и водных гидробионтов. Корпуса судов занимают определенную площадь пойменных участков, на которой рыба могла нереститься и нагуливаться, а при наличии их эти площади не используются рыбой, что наносит определенный ущерб рыбному хозяйству, снижая репродуктивность водоемов. При длительном нахождении остатков корпусов судов в пределах затопляемой поймы происходит изменение экологического равновесия в рыбохозяйственном водоеме, может произойти исчезновение или снижение численности водных гидробионтов, наиболее чувствительных к загрязнению железом и его оксидами. Нахождение самоходного буксирного судна «13» в затопленном состоянии создает угрозу безопасности судоходства, угрозу причинения ущерба окружающей среде. При нахождении судна в водоеме создается опасность вытекания горюче-смазочных материалов. Требование Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора о поднятии судна ООО «Магнит» игнорирует. Полагает, что перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В судебное заседание прокурор Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке. Заявлением от 19.07.2010 г. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры.

Представитель ООО «Магнит» в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, ходатайств об отложении дела не заявлял, доказательства уважительности причин неявки и возражения, относительно заявленных требований, суду не представил.

Исследовав материалы дела, суд находит требования законными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Магнит» является собственником самоходного буксирного теплохода «13», идентификационный номер Номер обезличен.

Также судом установлено, что 08 мая 2010 г. указанный теплоход «13» ледоходом сорвало с причала Нижневартовского рыбзавода и притопило на левом берегу 7,8 км. протоки Вартовская Обь. Судно закреплено к швартовой бочке, частично затоплено, над поверхностью воды находится рубка и носовая часть, из теплохода вытекают остатки ГСМ.

Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о праве собственности от Дата обезличена г., сообщения Нижневартовского линейного отдела Обь-Иртышского Управления государственного морского и речного надзора от Дата обезличена г. и Дата обезличена г., акта натурного осмотра Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре от Дата обезличена г., фотографиями.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.

В соответствии со статьей 4 приведенного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в том числе являются поверхностные и подземные воды.

Статья 39 Водного кодекса Российской Федерации, регламентирующая права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов, статья 56 Кодекса, содержащая требования по охране водных объектов от загрязнения и засорения, устанавливают, что водопользователи обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде. При этом, сброс в водные объекты и захоронение в них выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

По сообщению Филиала по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства по Ханты-Мансийскому автономному округу от 17 июня 2010 г. следует, что протока Ватровская Обь протекает на территории Нижневартовского района ХМАО-Югры. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.1.2.04-77 «Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов», относится к водоемам высшей категории. В указанном водоеме основными аборигенными рыбами являются щука, язь, елец, плотва, окунь, в незначительном количестве встречаются - стерлядь, муксун, пелядь. Прилегающая к протоке Вартовская Обь и ее протокам пойменно-затопляемая зона (сора), представляет места нереста в весенний период и места нагула для туводных видов рыб (язь, щука, окунь, елец, плотва) до спада воды.

При длительном нахождении остатков и частей металлических корпусов судов в пределах затопляемой поймы происходит окисление металла, при этом образуются соединения железа, которые отрицательно влияют на гидрохимический состав воды рыбохозяйственных водоемов и водных гидробионтов. Корпуса судов занимают определенную площадь пойменных участков, на которой рыба могла нереститься и нагуливаться, а при наличии их эти площади не используются рыбой, что наносит определенный ущерб рыбному хозяйству, снижая репродуктивность водоемов. Окисляющийся металл корпусов судов оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы. Соединение трехвалентного железа (гидрооксид), выпадает в осадок в виде бурого осадка на дно водоема и растений, оседает на оболочке икры, снижая ее выживаемость, засоряет жабры гидробионтов, приводя к нарушению дыхания. Вследствие чего, при длительном нахождении остатков корпусов судов в пределах затопляемой поймы происходит изменение экологического равновесия в рыбохозяйственном водоеме, может произойти исчезновение или снижение численности водных гидробионтов, наиболее чувствительных к загрязнению железом и его оксидами, что подтверждается письмом Филиала по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства по ХМАО от 28.09.2009 г.

Согласно п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

В соответствии со статьей 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.

В соответствии со статьей 46 Кодекса собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять затонувшее имущество, должен известить об этом бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте в течение одного года со дня, когда имущество затонуло.

В случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, собственник затонувшего имущества обязан по требованию бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его (ст. 47 Кодекса).

13 мая 2010 г. Нижневартовским линейным отделом Обь-Иртышского Управления государственного морского и речного надзора было направлено предписание ООО «Магнит» о принятии мер по подъему затонувшего имущества.

Между тем, норму, установленную статьей 46 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, собственник затонувшего теплохода «13» не выполнил. Требование Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора о поднятии судна ответчик также не выполняет.

Как установлено судом из материалов дела, затонувшее имущество создает угрозу причинения ущерба окружающей среде загрязнением, препятствует осуществлению рыболовства в протоке Вартовская Обь.

На основании изложенного, и принимая во внимание, что выводы, сделанные судом при рассмотрении спора, ответчиком не опровергнуты, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суд находит обращение прокурора в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованным и считает необходимым возложить на ответчика обязанность по подъему принадлежащего ему затонувшего имущества, в заявленный прокурором срок.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Магнит» в срок до 30 сентября 2010 г. осуществить работы по подъему самоходного буксирного теплохода «13», идентификационный номер ..., затонувшего на левом берегу 7,8 км. протоки Вартовская Обь на территории Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение 10 дней.

Судья Н.В. Баранцева

В окончательной форме решение изготовлено 02 августа 2010 г.

Решение вступило в законную силу 13 августа 2010 г.