Дело №2-117/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Тобольск 05 октября 2010г. Мотивированное решение составлено 11 октября 2010г. Тобольский городской суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Кучинской Е.Н. при секретаре Толмачевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быба ... к государственному учреждению «34 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» о взыскании заработной платы, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с требованиями к ответчику о взыскании средней заработной платы за период трудоустройства в размере 129020,92 руб. и квартальной премии за период с января 2009г. по май 2009г. в размере 8030,30 руб. В обоснование своих требований указал, что проходил службу в Государственном учреждении «Управление пожарно-спасательного центра федеральной противопожарной службы Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В связи с проведением организационно-штатных мероприятий Приказом Номер обезличен от Дата обезличена был уволен из федеральной противопожарной службы по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации -сокращение штатов. Приказом Номер обезличен от Дата обезличена истцу был предоставлен отпуск с Дата обезличена по Дата обезличена, который был продлен в связи с временной нетрудоспособностью. Приказом 34-ОФПС по ... Номер обезличен от Дата обезличена Быба С.А. был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от Дата обезличена. Номер обезличен по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) с Дата обезличена Дата обезличена обратился в центр занятости населения г.Тобольска, где состоял на учете в течение трех месяцев. Дата обезличена обратился к правопреемнику ГУ УПСЦ ПУрЦ - в ГУ 34-ОФПС по Тюменской области с просьбой о начислении и выплате среднего месячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства в соответствии со ст. 178 ТК РФ, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что действие трудового кодекса на сотрудников федеральной противопожарной службы не распространяется. Полагает, что отказ ответчика не основан на законе, поскольку в соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется только на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, к которым сотрудники ФПС МЧС России не относятся. Помимо отказа в выплате средней заработной платы за период трудоустройства, ему не выплачена ежеквартальная премия за период с января 2009г. по Дата обезличена В связи с реорганизацией ответчика судом произведена замена ГУ 34-ОФПС по Тюменской области на ГУ 8-ОФПС по Тюменской области. В судебном заседании истец от требований о взыскании квартальной премии в размере 8030,30 руб. отказался, производство по делу в этой части прекращено. На требованиях о взыскании среднего заработка за три месяца в сумме 129020,92 руб. настаивает по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика иск не признал, указав, что при увольнении сотрудников федеральной противопожарной службы нормы трудового законодательства не подлежат применению. Также не согласен с расчетом истца, полагает необоснованным включение в расчет среднего заработка сумм разовых премий, выплаченных к юбилейным датам и за выполнение особо сложных и важных задач. Выслушав истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Быба С.А. находился на службе в ГПС МЧС России с Дата обезличена по Дата обезличена, что подтверждается копией трудовой книжки, копиями приказов от Дата обезличена Номер обезличен, от Дата обезличена Номер обезличен и от Дата обезличена Номер обезличен. На основании Приказа Номер обезличен от Дата обезличена ГУ «Управление пожарно-спасательного центра федеральной противопожарной службы Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с Дата обезличена реорганизовано в ГУ «34 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области», который являлся юридическим лицом. Приказом ГУ 34-ОФПС от Дата обезличена Номер обезличен Быба С.А. был уволен из государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от Дата обезличена Номер обезличен по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штата) с Дата обезличена В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 выслуга лет для выплаты единовременного пособия составила 23 года 03 месяцев 26 дней. Судом установлено, что Быбе С.А. выплачено единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания, выходное пособие в связи с увольнением по сокращению штатов в порядке ст. 178 ТК РФ не выплачено. Статьей 64 Положения о службе в органах Внутренних дел РФ, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. №4202-1 предусмотрены социальные гарантии при увольнении сотрудников внутренних дел: единовременные выплаты при увольнении с правом на пенсию, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (ст.40) распространил действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992г. №4202-1 на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходящих службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно п.п. «б» п. 17 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. №941 лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы..., уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, выплачивается единовременное пособие... Таким образом, данная выплата производится не только лицам, которые уволены в связи с сокращением, но и уволенным по иным основаниям, таким как достижение предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и прочим. Пунктом 18 указанного выше Постановления предусмотрено, что лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы..., уволенным со службы по сокращению штатов без права на пенсию, в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере при общей продолжительности военной службы (службы) 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания и за каждый год свыше 15 лет - 3 процента суммы оклада денежного содержания. Следовательно, исходя из правовой природы и назначения единовременного пособия и социального пособия, эти пособия не могут рассматриваться как аналог выходного пособия, установленного ст. 178 ГК РФ. Согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом. Таким образом, ограничение применения норм трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, может быть установлено только федеральным законом. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, на сотрудников Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространяется действие трудового законодательства, ввиду отсутствия федерального закона, устанавливающего исключение в отношении указанной категории граждан. Согласно ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности», устанавливающей гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Предусмотренные п.п. 17, 18 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 выплаты производятся сотрудникам внутренних дел в зависимости от выслуги лет и являются социальными гарантиями, установленными законодательством в целях совершенствования системы денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, усиления их социальной защиты. Следовательно, эти выплаты по своей природе не являются гарантиями и компенсациями, предусмотренного статьей 178 ТК РФ, а являются дополнительной гарантией и должны выплачиваться независимо от выплаты среднего заработка в порядке ст. 178 ТК РФ. Иное толкование ухудшит положение истца по сравнению с действующим трудовым законодательством. В соответствии со ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Согласно справке Номер обезличен от Дата обезличена, выданной ГУТО ЦЗН г.Тобольска и Тобольского района Быба С.А. обратился в центр занятости Дата обезличена и не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения. Изложенные в отзыве доводы ответчика о том, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» истец не может быть признан безработным, поскольку на момент увольнения он имел право на получение пенсии по выслуге лет, но сознательно не воспользовался им, не могут быть предметом проверки в рамках рассматриваемого спора, поскольку принятое решение органа службы занятости населения ответчиком не оспорено. Кроме того, оформление пенсии по выслуге лет является правом, а не обязанностью истца. Злоупотребления правом со стороны Быба С.А. суд не усматривает. Тот факт, что сотрудникам противопожарной службы производится выплата денежного довольствия, а не заработной платы, не является основанием для отказа в предоставлении гарантий и компенсаций, установленных ст.178 ТК РФ. Размер выплат уволенному по сокращению штатов сотруднику противопожарной службы следует исчислять аналогично порядку исчисления заработной платы. Поскольку расчеты среднего заработка, представленные суду, как истцом, так и ответчиком, не соответствуют требованиям ст. 139 ТК РФ, расчет взысканной суммы произведен судом. Справкой о денежном довольствии Быба С.А. за 2008-2009г. подтверждается получение истцом 510167,68 рублей денежного довольствия за период с мая 2008г. по апрель 2009г. - за 12 месяцев, предшествующих увольнению. В том числе: 18757,66 руб. - квартальные премии, 137344,00 руб. - разовые премии, 17645,60 руб. - материальная помощь, 32414,72 руб. - премия по итогам года, остальная сумма - 304005,70 руб. составляет оклад денежного содержания. В соответствии с п. 3 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 при расчете среднего заработка сторонами правомерно исключена выплаченная истцу материальная помощь в размере 17645,60 рублей. Согласно п. 5 Положения, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время, а также, начисленное за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности. Из листа освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от Дата обезличена и справки ГЛПУ ТО «Областная больница Номер обезличен» следует, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена Быба С.А. получал пособие по временной нетрудоспособности, при исчислении среднего заработка, согласно расчету, представленному ответчиком, необходимо исключить 42 календарных дня и сумму, начисленного пособия - 36 436,90руб. Данный факт истцом не оспорен. В связи с тем, что при определении среднего заработка учитываются 12 месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата, то есть при расчете среднего заработка Быба С.А. учитывается период с мая 2008г. по апрель 2009г., премия по итогам 2008 года в соответствии с п.15 Положения принимается к расчету в размере пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде: 26468,40 руб. : 12 мес. х 8 мес. = 17645,60 руб., часть премии в размере 8822,80 (26468,40 руб. - 17645,60 руб.) из суммы денежного довольствия за расчетный период подлежит исключению. Оценивая доводы сторон по вопросу правомерности включения в сумму выплат для расчета среднего заработка разовых премий к праздникам и за выполнение особо сложных и важных задач, суд руководствуется следующими нормам: В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Пункт 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. №922 к таким выплатам, в частности, относит премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, а также другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Согласно п. 15 Положения при определении среднего заработка учитываются ежемесячные премии и вознаграждения, вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год. Федеральным Законом «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат… Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год…, единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года…, материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год… Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками. Выплата премии за выполнение особо сложных и важных задач предусмотрена Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от Дата обезличена Таким образом, премии за выполнение особо сложных и важных задач входят в систему оплаты труда, поэтому премии за активное участие в ликвидации лесного и торфяного пожара, выплаченные на основании приказов Номер обезличен от Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена в общей сумме 1000 руб., и премия в размер 70000 руб. согласно приказу от Дата обезличена Номер обезличен за выполнение особо сложных и важных задач должны учитываться при исчислении среднего заработка. Премии к праздникам и юбилейным датам не относятся к премиям по итогам работы, являются разовыми выплатами, не предусмотрены системой оплаты труда, выплата таких премий не является обязательной, выплата и размер этих премий нормативно не установлены. Суд приходит к выводу, что премии в честь пятилетия со дня образования центра в размере 1000 руб. (выплачена в июле 2008г., пр.Номер обезличен), к Дню кадрового работника в размере 15344 руб. (ноябрь 2008г., пр. Номер обезличен) и к Дню спасателя в размере 50000 руб. (декабрь 2008г. пр.Номер обезличен), как не предусмотренные системой оплаты труда, при расчете среднего заработка не должны учитываться. При этом доводы о том, что эти выплаты произведены за счет средств бюджетных обязательств, суд не принимает, поскольку Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» перечень выплат не поставлен в зависимость от источника этих выплат. Таким образом, средний заработок, подлежащий выплате истцу за три месяца в соответствии со ст. 178 ТК РФ и Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922, составляет: (510167,68 руб. - 17 645,60 руб. - 36436,90 руб. - 1000 руб. - 15344 руб. - 50000 руб. - 8822,8 руб. ) : (29,4 дня х 12 мес. - 42 дня ) х 29,4 дня х 3мес. = 108098,45 руб. Других доказательств суду не представлено. Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично - в размере 10098,45 руб., в остальной части следует отказать. На основании 103 ГПК РФ, п.1 ч.1 ст. 333.36 НК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 3361,96 руб. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Взыскать с государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» в пользу Быба ... средний заработок в размере 108098 (Сто восемь тысяч девяносто восемь) рублей 45 копеек. В остальной части иска - отказать. Взыскать с государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» в доход государства государственную пошлину в размере 3361 (Три тысячи триста шестьдесят один) рубль 96 копеек. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение 10 дней. ... ... ... ... Судья Е.Н. Кучинская