Решение № 2-1747/2010



№ 2-1747/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тобольск                  09 ноября 2010 г.

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего Лазаренко В.Н.,

        при секретаре Резепиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кугаевского <данные изъяты> к Администрации Тобольского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

установил:

Истец обратился в суд с требованием к Администрации Тобольского муниципального района о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Требования мотивирует тем, что является сиротой, т.к. родители умерли. На основании распоряжения Главы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была учреждена опека, опекуном назначена Г. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в администрации Тобольского муниципального района как нуждающийся в жилом помещении для получения вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». ДД.ММ.ГГГГ достиг совершеннолетия, опека прекращена. До настоящего времени ответчиком не предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, поэтому считает необходимым в судебном порядке обязать администрацию Тобольского муниципального района предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм. На момент учреждения опеки не имел закрепленного жилого помещения.

Определением Тобольского городского суда от 08 октября 2010 года принято дополнение к исковому заявлению

Истец в ходе подготовки к судебному разбирательству дополнил иск, просит обязать Правительство Тюменской области выделить денежные средства из бюджета для приобретения жилья истцу. Настаивает на иске по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель истца - адвокат Зарипова М.Ш. поддержала доводы Кугаевского С.В.

Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, извещен, представил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайства об отложении не заявлял. Представил суду письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Кугаевский С.В. является сиротой, мать И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец К. - ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетним учреждена опека, что подтверждается копией свидетельства о рождении, копиями свидетельств о смерти, справками Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены определенные категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Пунктом 2 части 2 указанной статьи определено: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Справкой Администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Кугаевский С.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории Тобольского района. Очередность в списке граждан льготной категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 244. Дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой АОУПНО «Профессиональное училище № 27» подтверждается, что Кугаевский С.В. обучался на дневном отделении по профессии «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справок Департамента социального развития Тюменской области Управления по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска и Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ закрепленного жилья в г.Тобольске и Тобольском районе Кугаевский С.В. не имеет.

Из Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ и справки Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кугаевский С.В. собственником недвижимое имущества не является.

Таким образом, судом установлено, что Кугаевский С.В. как ребенок, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, до настоящего времени состоит на учете в жилищных органах администрации Тобольского муниципального района для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Обязательство по предоставлению указанного жилого помещения не исполнено до настоящего времени.

Согласно ст. 2 Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.

Таким образом, из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. (позиция изложенная в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П).

В целях реализации Закона РФ от 21.12.96 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 28 декабря 2000г. принято Постановление Администрации Тюменской области «О мерах по реализации Закона РФ от 21 декабря 1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которого, рекомендовано органам местного самоуправления вести учет нуждающихся в получении жилья этой категории граждан и ежегодно представлять в главное управление строительства уточненные списки уточненные списки по форме согласно приложению. Установить персональную ответственность глав администраций городов и районов за выполнение данного распоряжения и целевое распределение квартир детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Строительство жилья для данной категории лиц ведется за счет средств субъекта РФ, т.е. Правительства Тюменской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку, законом Тюменской области не разработан порядок предоставления жилья данной категории лиц, учет нуждающихся возложен на Администрацию Тобольского муниципального района, согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете к качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, то суд считает иск подлежащим удовлетворению с возложением обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения истцу в размере не менее 18 кв. м в соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ, на администрацию Тобольского муниципального района. Обязать Правительство Тюменской области выделить денежные средства для предоставления истцу указанного жилого помещения.

Других доказательств суду не предоставлено.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Кугаевского <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Правительство Тюменской области выделить денежные средства Администрации Тобольского муниципального района для предоставления вне очереди Кугаевскому <данные изъяты> благоустроенного жилого помещения.

Обязать Администрацию Тобольского муниципального района предоставить вне очереди Кугаевскому <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в Тобольском районе Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено 10 ноября 2010 года.

         

Судья:                     В.Н. Лазаренко

...