№ 2-919/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тобольск 23 мая 2011 г. Тобольский городской суд Тюменской области, в составе: председательствующего судьи Баранцевой Н.В., при секретаре Кориковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипиной В.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области о возложении обязанностей включить в специальный стаж периоды работы, произвести перерасчет и назначить пенсию, УСТАНОВИЛ: Антипина В.А. обратилась в суд с требованиями о возложении обязанности на ГУ - УПФ РФ в г. Тобольске Тюменской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно следующие периоды работы: в должности сестры-воспитателя, старшей медсестры детского сада № строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменстройпуть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в Учебно-воспитательном детском центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести перерасчет периодов и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, как работнику здравоохранения, в чем ей было отказано пенсионным органом, поскольку из специального стажа исключены указанные выше периоды. Антипина В.А. считает отказ в назначении пенсии незаконным. В судебном заседании истец, ее представитель требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям. Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства иск не признал, пояснив, что Антипина В.А. осуществляла трудовую деятельность не в учреждении здравоохранения, и с заявлением о назначении пенсии в установленной форме не обращалась. Изучив доводы иска и представленных возражений, заслушав объяснения истца и представителей сторон, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Антипина В.А. осуществляет медицинскую деятельность. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности сестры-воспитателя в детском саду № строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменстройпуть», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в детском саду № строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменстройпуть»; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в Учебно-воспитательном детском центре. Данные обстоятельства подтверждаются копией диплома от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака, записями трудовой книжки, справкой от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной управы Менделеево - Иртышский, архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске», копиями личной карточки, штатных расписаний. Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 19 указанного Закона установлено, что днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы. Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Антипина В.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Тобольске Тюменской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из объяснений истца следует, что в пенсионный фонд она обратилась с заявлением о назначении ей пенсии, которое у нее не приняли, ввиду отсутствия необходимого стажа, для получения официального отказа, предложили оформить индивидуальное обращение, к которому она приложила и заявление о назначении пенсии, в ответ на которое ответчиком направлено оспариваемое письмо. Данный факт подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель И., показавшая, что истец в ее присутствии и с ее помощью, заполнила заявление установленной формы о назначении ей пенсии, с указанным заявлением и требуемым пакетом документов пошла в пенсионный фонд. Представленная суду копия Обращения индивидуального, зарегистрированного ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, содержит просьбу Антипиной В.А. дать письменные объяснения по отказу в назначении льготной пенсии. В приложении к Обращению поименовано и заявление о назначении пенсии. Между тем, в нарушение Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», заявление истца принято не было и вместо принятия соответствующего решения коллегиальным органом, в ответ на заявление Антипиной В.А. ДД.ММ.ГГГГ было направлено оспариваемое письмо. Таким образом, суд расценивает действия ответчика как отказ в назначении истцу трудовой пенсии досрочно. Основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как усматривается из письма от ДД.ММ.ГГГГ, явилось то, что в специальный стаж не включены периоды работы в должности сестры-воспитателя, старшей медсестры детского сада строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменстройпуть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в Учебно-воспитательном детском центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как перечисленные учреждения в Списке учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии не поименованы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж составляет 23 года 4 мес. 9 дней, вместо требуемого специального стажа 30 лет. Однако, суд с доводами пенсионного органа не соглашается. Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона женщины имеют право на трудовую пенсию по старости при достижении возраста 55 лет. В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждены Правительством Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781. Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению, не раскрытые в названном федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждения здравоохранения». Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», ни Постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские сады, иных детских учебных заведений в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены, как и наименования учреждения - Учебно-воспитательный детский центр. Однако, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. По мнению суда, при разрешении вопроса о возможности включения в стаж работы Антипиной В.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с приведенной выше нормой, спорных периодов ее работы, необходимо руководствоваться действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских садах, детских учреждениях и учебных заведениях. Названный Перечень относил детские сады и иные детские и учебные заведения к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей Т. и К. показали, что Антипина В.А. была принята на работу в ДД.ММ.ГГГГ на полную ставку, детский сад № 2 строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменстройпуть» был реорганизован в Учебно-воспитательный детский центр, и без изменения своего назначения занимался воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. В обязанности истца входило принимать детей, производить их осмотр, планировать прививки, измерять температуру и т.д. Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений. Статья 55 ГПК РФ устанавливает, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Не доверять показаниям названных свидетелей у суда оснований нет, факт совместной работы с истцом подтверждается копиями трудовых книжек свидетелей, суд принимает данные показания в качестве допустимых доказательств о характере работы истца, учитывая, что письменные доказательства не сохранились. Доводы истца о том, что Учебно-воспитательный детский центр являлся детским дошкольным учреждением и истец осуществляла в нем лечебную и иную деятельность по охране здоровья детей, представителем ответчика не опровергнуты. Спорные период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежат включению в специальный медицинский стаж, по ранее действовавшему законодательству, до установления нового порядка правового регулирования назначения трудовой пенсии педагогическим и медицинским работникам, а именно в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров от 17.12.1959 г. № 1397. По мнению суда, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. В силу пункта 4 названного Положения, время работы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию. Принимая во внимание, что на момент обращения Антипиной В.А. в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Отказ во включении в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно периода работы в должности сестры-воспитателя детского сада строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменстройпуть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным в связи с отсутствием в Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», приведенной должности, и сведений о режиме работы в данной должности, обязанностей, показания названных выше свидетелей о том, что истец была принята сразу медицинской сестрой, поскольку должности сестры-воспитателя не было, опровергаются записями трудовой книжки, и архивной справкой, содержащей сведения о наличии приказа о приеме истца на работу в должность сестры-воспитателя. Помимо изложенного в стаж, дающий право Антипиной В.А. на назначение трудовой пенсии досрочно ответчиком не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периоды нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с чем нельзя согласиться. Согласно записям трудовой книжки, Антипина В.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Линейную больницу ст. Тобольск на должность мед. сестры стационара, уволена ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на должность медицинской сестры в <данные изъяты> и работает в данном медицинском учреждении до настоящего момента. Согласно действовавшего ранее Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" было установлено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Сейчас Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и нахождение в командировке на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности (ст.ст. 166, 196 ТК РФ). Статьей 187 ТК РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Такие же гарантии при направлении работников в служебные командировки установлены в ст. 167 ТК РФ. Таким образом, период нахождения работника на курсах повышения квалификации и в служебной командировке подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. Следовательно, иск Антипиной В.А. в части возложения на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, как работнику здравоохранения время нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, подлежит удовлетворению. Согласно статье 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что заявление Антипиной В.А. о назначении пенсии с приложением всех необходимых документов зарегистрировано ГУ - УПФ РФ в г. Тобольске ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения истцом необходимый стаж - 30 лет, с учетом спорных периода, был выработан, следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательства обращения истца в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ суду не представлены. В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. Расходы истца по оплате государственной пошлины при предъявлении иска в суд в размере 600 руб. подтверждаются квитанциями, указанные расходы подлежат присуждению с ответчика. Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В качестве представителя истца в данном судебном заседании участвовал ИП Жернаков С.Н., что подтверждается протоколом судебного заседания, доверенностью. Квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Антипиной В.А. была произведена оплата услуг представителя за составление искового заявления, кассационной жалобы, представительство в суде в размере 7 000 рублей. Суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца 2 000 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя, полагая, что указанная сумма является разумной и соотносимой с объемом защищаемого права, объемом и качеством выполненных представителем истца действий, категорией дела, учитывая, что договор между сторонами заключен ДД.ММ.ГГГГ, после предъявления иска и подачи кассационной жалобы, и отсутствуют доказательств оказания юридической помощи представителем при первоначальном рассмотрении дела и в суде кассационной инстанции, в остальной части судебные расходы возмещению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области включить Антипиной В.А. в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, период работы старшей медицинской сестрой детского сада № Строительно-монтажного поезда № объединения «Тюменьстройпуть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы медицинской сестрой, старшей медицинской сестрой в Учебно-воспитательном детском центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области назначить пенсию Антипиной В.А. с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области в пользу Антипиной В.А. судебные расходы в сумме 2600 рублей. В удовлетворении оставшейся части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья Н.В. Баранцева В окончательной форме решение изготовлено 27 мая 2011 г.