№2-868/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тобольск «10» мая 2011 г. Тобольский городской суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Жировой Г.А. с участием прокурора Ильиных С.Ф. при секретаре Туляковой А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Тобольска в интересах Ивановой А.В. к Администрации г. Тобольска и <адрес> о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор г. Тобольска обратился в суд в интересах Ивановой А.В. с требованиями о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м. и о возложении на Администрацию г. Тобольска обязанности принять решение о предоставлении истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения и заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Иванова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её родители были лишены родительских прав. Распоряжением Главы г. Тобольска в ДД.ММ.ГГГГ г. над ней была оформлена опека, с ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в интернат. После получения среднего образования поступила в АОУ НПО «Профессиональное училище №», которое закончила в ДД.ММ.ГГГГ году. Решением жилищной комиссии при Администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на льготную очередь детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Но до настоящего времени жильем не обеспечена. В судебном заседании прокурор на иске настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Иванова А.В. поддержала требования прокурора, пояснила, что до лишения родителей родительских прав её семья постоянного жилого помещения не имела. Представитель ответчика Администрации г. Тобольска Южакова Г.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражений против удовлетворения заявленных требований не имеет. Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, предоставил суду отзыв, где возражает против удовлетворения требований и просит рассмотреть дело без его участия. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Статьей 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из копии свидетельства о рождении истца следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отцом значится И., а матерью - И.. Согласно копии решения Тобольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ И. и И. были лишены родительских прав в отношении 4-х детей, в том числе дочери Алены, дети переданы на попечение органам опеки и попечительства. Из предоставленной в суд копии распоряжения Главы г. Тобольска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. над Ивановой А. была учреждена опека, которая в последствие отменена, Иванова А.В. направлена в учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Иванова А.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Копией Свидетельства об окончании АУО НПО ТО «Профессиональное училище №» подтверждаются доводы прокурора об окончании Ивановой А.В. ДД.ММ.ГГГГ образовательного учреждения. Согласно копии решения жилищной комиссии при администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ и Сообщения Жилищного комитета Администрации г. Тобольска № от ДД.ММ.ГГГГ, истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей, была поставлена на льготную очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения; состоит на учете до настоящего времени, на ДД.ММ.ГГГГ год состоит на учете за №. Частью 1 ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 2, абз. 2 ст. 7 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещении в Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда Тюменской области на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области. В силу ст. 23 Закона предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение, предоставляемое гражданам должно быть общей площадью на каждого члена семьи не менее нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления жилой площади установлена ст. 1 и п. «в» ст. 7 Закона и равна 18 кв.м. Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска, Иванова А.В. закрепленного жилья в г. Тобольске не имеет, жилое помещение по договору социального найма на территории г. Тобольска ей не предоставлялось. Из сообщений: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Иванова А.В. собственником недвижимого имущества не значится. В связи с чем, суд считает установленным, что Иванова А.В. закрепленного за ней жилья, а так же жилых помещений в собственности, не имеет, до достижения возраста 23 лет была поставлена на учет для получения жилья как лицо, отнесенное к числу детей- сирот. Из абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими законоположениями следует, что предоставление помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными Государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», орган местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Тобольск наделен государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами. Согласно Положения о ведении учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения (Постановление Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения") обязанность ведения учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена так же на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или их структурных подразделений. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Оценив собранные по делу доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 55-56, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Ивановой А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди из государственного жилищного фонда Тюменской области жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. Обязать Администрацию г. Тобольска Тюменской области принять решение о предоставлении Ивановой А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. вне очереди жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. метров и заключить с ней договор социального найма этого жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение 10 дней. Судья Г.А. Жирова