РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тобольск 06 сентября 2011 года Тобольский городской суд Тюменской области в составе: судьи ЕГОРОВА Б.Д. при секретаре ЛЕВАЧЕВОЙ О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОРОТАЕВОЙ М.В. Администрации г. Тобольска о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, установил: Коротаева М.В. обратилась в суд с иском о возложении на Администрацию г. Тобольска обязанности по предоставлению в аренду сроком на 20 лет земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1500 м2, путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), присвоению административного адреса и принятии последующего решения о предоставлении земельного участка в течение 14 дней после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка; определении существенного условия договора аренды земельного участка - размера арендной платы в соответствием с Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Решений Тобольского городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). Требования мотивирует тем, что на поданное ей как инвалидом ДД.ММ.ГГГГ заявление в Администрацию г. Тобольска о предоставлении вышеназванного земельного участка до сих пор ответа не поступило, решение не принято, участок не предоставлен; торги с аукциона не должны проводиться. Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал, что иск не признает, так как до проведения кадастрового учета земельный участок как объект недвижимости, следовательно, и как объект права, и как предмет споров не существует, поэтому вопрос о предоставлении земельного участка, формирование которого не осуществлено, рассматриваться не может. В отзыве ответчик признает, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка может осуществляться на основании заявления гражданина, но помимо этого Земельный кодекс содержит положения о формировании земельного участка. В судебное заседание Коротаева М.В. не явилась, извещена. Представитель истца - Половинко Е.Ю., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в нарушение Постановления Главы администрации г. Тобольска № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающего принятие решения по заявлению о предоставлении земельного участка в течение 14 дней, ответ не получен, возражений по выделению земельного участка не представлено. Доводы представителя ответчика о невозможности предоставления земельного участка, так как он как объект недвижимости не существуют и не сформирован, в соответствии с действующим законодательством не могут быть приняты в связи с тем, что началом проведения работ по формированию участка является заявление гражданина. Только в ходе проведения работ по формированию земельного участка могут быть выявлены ограничения, по которым он не может быть предоставлен, причем эти работы земельным законодательством возлагаются на Администрацию. Заявление поступило в Администрацию города ДД.ММ.ГГГГ, у администрации было время для проведения работ по формированию земельного участка и выявлению ограничений и запретов, но из возражений, изложенных в отзыве на иск, и пояснений представителя ответчика следует, что гражданин должен самостоятельно заниматься формированием земельного участка. Также нельзя принять доводы представителя ответчика о зонировании земельных участков, предусмотренного в Правилах землепользования и застройки, где указана зона застройки индивидуальными жилыми домами с особыми градостроительными регламентами - исключительно на основании экологической экспертизы. Оснований для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. ст. 11-12 ФЗ «Об экологической экспертизы» не имеется, для земель, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство, она не проводится, что подтверждается письмами Департамента недропользования и экологии <адрес>, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, поэтому установление особого градостроительного регламента в муниципальном акте - Правилах землепользования и застройки противоречит федеральному законодательству, в частности, ст.ст. 12-13 ГК РФ и не должно применяться. Представитель ответчика - Нарожняк М.А., действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснил, что кроме несформированности земельного участка дополнительным основанием для отказа в его предоставлении является его месторасположение в зоне Ж1-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами с особыми градостроительными регламентами, согласно которым строительство объектов капитального строительства, а также размещение объектов в данной подзоне должно производиться исключительно на основании экологической экспертизы. Необходима государственная экологическая экспертиза, которая истцом не проведена. Само заявление Коротаевой с просьбой о предоставлении земельного участка к ней не поступало, поэтому на него не был направлен ответ. Где оно находится - пояснить не может. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Учитывая, что аукцион представляет собой продажу имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, суд соглашается с доводами представителя истца о невозможности реализации права на первоочередное получение земельного участка при проведения аукциона и считает, что право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов, так как в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении семье, имеющей в своем составе инвалида, земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся. Земельный кодекс РФ не содержит запрет на применение льгот для отдельных категорий граждан. Суд считает, что в данном случае нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому суд считает, что спорный земельный участок должен быть предоставлен Коротаевой М.В. в первоочередном порядке без проведения аукциона. Суд не может принять доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на иск и в судебном заседании о несформированности земельного участка со ссылкой на положения ст.ст. 11.1 и 30 ЗК РФ и необходимости проведения экологической экспертизы по следующим основаниям. При этом, из представленного в материалы дела фрагмента Правил землепользования и застройки г. Тобольска следует что земельный участок, который просил предоставить истец, расположен в зоне индивидуального жилищного строительства. Соответственно, утверждения представителя ответчика о необходимости определения разрешенного использования земельного участка, как необходимой процедуре, предшествующей предоставлению участка, опровергаются действующим муниципальным правовым актом, установившим при зонировании в данной территории виды разрешенного использования и градостроительные регламенты (ст.85 ПЗЗ). В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ - любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Также, п. 4 ст. 37 ГрК РФ установлено самостоятельное право гражданина выбирать один из основных видов разрешенного использования земельных участков, без дополнительных согласований. Учитывая, что основные виды разрешенного использования земельного участка, который просил предоставить истец, допускают строительство жилого дома, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, суд считает, что необходимости в определении каких-либо иных видов разрешенного использования земельного участка нет. Под формированием земельного участка следует понимать проведение работ, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка (п/п 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ). Положением о процедуре предоставления земельных участков в г. Тобольске обязанность по проведению данных работ возложены на Комитет Архитектуры и градостроительства Администрации г. Тобольска. Доказательств и доводов, препятствующих формированию земельного участка (в том числе в результате наличия прав третьих лиц) представителем ответчика не представлено и не приведено. В составе работ по формированию земельного участка, в соответствии с п/п1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, предусмотрено определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за их подключение. Между тем, Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, предусматривают возможность определения технических условий на стадии подготовки градостроительного плана земельного участка, являющегося документом, содержащим в себе градостроительные регламенты и выдаваемым органом местного самоуправления по заявлению гражданина после предоставления земельного участка, для целей получения разрешения на строительство (ст. 44, п. 17 ст. 46, 51 ГрК РФ). Также указанными Правилами предусмотрено и последующее после выдачи градплана предоставление технических условий, по заявлению правообладателя земельного участка. Таким образом, предварительное определение технических условий, как безусловное основание необходимое для предоставления земельного участка, опровергается указанными Правилами предоставления технических условий и положениями Градостроительного Кодекса РФ и не может препятствовать предоставлению земельного участка. Следующей стадией формирования земельного участка, предусмотренной ст. 30 ЗК РФ, на необходимость которой ссылается ответчик является принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), а также публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). При этом, коль скоро судом установлен специальный субъектный состав участников правоотношений, на инвалидов, претендующих на предоставление земельного участка, конкурсный (аукционный) порядок не распространяется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и по основаниям изложенным выше. Судом также учитывается то обстоятельство, что исковые требования заявлены с учетом положений действующего законодательства, предусматривающего предварительное формирование земельных участков. Истец просит возложить обязанность по предоставлению лишь только после совершения предусмотренных законодательством (включая местные нормативы) процедур, с учетом предусмотренных сроков. Что касается доводов представителя ответчика о необходимости проведения государственной экологической экспертизы при размещении объектов индивидуального жилищного строительства в зоне Ж1-2, то они не могут быть приняты, так как объекты государственной экологической экспертизы предусмотрены в ст.ст. 11-12 ФЗ «Об экологической экспертизе». Из смысла указанных норм, а также разъяснений Департамента недропользования и экологии Тюменской области, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует, что земельные участки, предоставляемые для строительства индивидуальных жилых домов, не являются объектом государственной экологической экспертизы. Таким образом, возражения представителя ответчика против предоставления земельных участком не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Кроме того, его пояснения противоречивы и непоследовательны. Утверждая, что земельный участок не может быть предоставлен из-за его несформированности, в то же время, представитель признал, что обязанность по его формированию лежит на органах местного самоуправления и его формирование начинается с подачи гражданином заявления о предоставлении участка. Также, первоначально утверждая о необходимости государственной экологической экспертизы, после предъявления представителем истца ответов Департамента недропользования и экологии Тюменской области и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, представитель ответчика согласился с тем, что экспертиза не должна проводится, пояснив при этом, что должно быть изменено зонирование земельных участков в Правилах землепользолвания и застройки. Суд не может принять данное утверждение и присоединяется к доводам представителя истца со ссылкой на ст. 12 ГК РФ не подлежит применению. В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок определения размера арендной платы в г. Тобольске предусмотрен Решением Тобольской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решений Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №). Право устанавливать существенное условие договора аренды - срок договора согласно п. 7 ст. 38.1 ЗК РФ предоставлено органу местного самоуправления при проведении аукциона (его назначении). Истец и его представитель считают, что в правоотношениях, складывающихся при предоставлении земельного участка без проведения аукциона, срок договора аренды должен определяться по соглашению сторон и, в первую очередь, исходить от заявителя. Просит установить срок аренды в 20 лет. Заявленные истицей условия аренды земельного участка: срок - 20 лет, размер арендной платы в соответствии с Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №), не противоречат законодательству, представителем ответчика не оспариваются. Обязанность заключения договора аренды земельного участка и сроки его заключения после осуществления государственного кадастрового учета предусмотрены п. 3 ч. 7 ст. 30 ЗК РФ, а также п.11 раздела 2 Постановления Главы Администрации города Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ N 33 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о процедуре предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования город Тобольск» При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 -198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию г. Тобольска предоставить КОРОТАЕВОЙ М.В. в аренду сроком на 20 лет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м, путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), присвоению административного адреса и принятии последующего решения о предоставлении земельного участка в течение 14 дней после осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №). Обязать Администрацию г. Тобольска заключить с КОРОТАЕВОЙ М.В. договор аренды земельного участка в двухнедельный срок со дня осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Мотивированное решение составлено 12.09.2011 года. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение 10 дней. Судья Б.Д. ЕГОРОВЗаслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.Тобольска поступило заявление от Коротаевой М.В. о предоставлении ей как инвалиду для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 20 лет земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1500 м2 с установлением арендной платы в соответствии с Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Сделана ссылка на ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 30 ЗК РФ, Постановление администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ №; невозможности выставления земельного участка на аукцион. В подтверждение инвалидности приложена справка МСЭ-№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Копией справки серии МСЭ-№, выданной ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что член истец является инвалидом.
Положения земельного законодательства (ст. 30 ЗК РФ) и положения муниципальных правовых актов (Правила землепользования и застройки, Положение о процедуре предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, утвержденное Постановлением Главы Администрации г.Тобольска № от ДД.ММ.ГГГГ) возлагают обязанности по формированию участка на орган местного самоуправления.