Дело №2-1059/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тобольск 21 июня 2011 года Мотивированное решение составлено 28 июня 2011 года Тобольский городской суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Кучинской Е.Н., при секретаре Толмачевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полуянова С.Н. к Федеральному бюджетному учреждению Исправительная колония № УФСИН России по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение жилищного сертификата, включении в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010г.г.», УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с требованием к ответчику о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании права на получение жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы Жилище на 2002 - 2010 года", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г. на состав семьи из пяти человек с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области. На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с должности оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности в звании майора внутренней службы по ст. 58 п. «е» (по сокращению штатов) с ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет составила более 10 лет в календарном исчислении. В ДД.ММ.ГГГГ был принят ответчиком на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как без уважительных причин своевременно не предоставил документы, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Собрав необходимые документы, обратился к начальнику ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области Б. с рапортом о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий для участия в подпрограмме и получении Государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии, по итогам которого было принято решение об отказе в восстановлении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока предоставления документов. С указанным решением истец не согласен, мотивируя тем, что основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не утрачены. Заявлением, поступившим в суд ДД.ММ.ГГГГ, и в ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить в указанном списке с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области включить Полуянова С.Н. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с составом семьи из четырех человек на 2011 г. и направить документы, необходимые для получения жилищного сертификата в рамках реализации указанной программы, в УФСИН по Тюменской области. От требований к ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области о признании права на получение жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы Жилище на 2002 - 2010 года", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, истец отказался. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в этой части прекращено. В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивают по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представители ответчика иск не признали. В возражениях на исковое заявление и своих пояснениях указали, что в ДД.ММ.ГГГГ при подаче заявления в жилищно-бытовую комиссию истцом не были представлены все необходимые документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ условия, послужившие основанием для принятия Полуянова С.Н. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, неоднократно менялись в связи с изменением места жительства, но соответствующие документы истец не предоставлял; в установленный ответчиком срок - до ДД.ММ.ГГГГ документы также представлены не были; срок для предоставления документов по рапорту истца был продлен начальником ФБУ ИК-13 без учета ст.14 Закона ТО «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» и п.7.1 Положения о жилищно-бытовой комиссии Учреждения; решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Полуянов С.Н. был снят с учета, так как был принят на учет в результате неправомерных действий должностных лиц - заявление о постановке на учет было принято от Полуянова С.Н. с нарушениями жилищного законодательства, кроме того, в 2007г. он преднамеренно ухудшил свои жилищные условия, переселившись из благоустроенной квартиры в аварийное жилое помещение; в установленный ст.256 ГПК РФ срок истец не обжаловал решение об исключении из очереди на получение жилого помещения; решение ЖБК подлежит утверждению начальником Учреждения, поэтому жалобу на решение ЖБК следует рассматривать по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, срок обжалования решения ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях пропущен. Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Как следует из содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой "программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильемкатегорийграждан,установленныхфедеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Судом установлено, что истец проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Полуянов С.Н. уволен с должности оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности в звании майора внутренней службы по ст. 58 п. «е» (по сокращению штатов) с ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет составила более 10 лет в календарном исчислении. В период службы истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, копией списка сотрудников ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Полуянову С.Н. было направлено уведомление о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить документы, подтверждающие его право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное уведомление получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, о чем на уведомлении имеется соответствующая отметка. ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорт на имя начальника ФБУ ИК-13 с просьбой продлить срок сдачи документов, указав, что не может получить справку о составе семьи, в комитете по жилью решается вопрос о прописке супруги. Согласно визе на рапорте начальника ФБУ ИК-13 Б. от ДД.ММ.ГГГГ, срок сдачи документов продлен на две недели. Таким образом, Полуянову С.Н. надлежало представить в жилищно-бытовую комиссию Учреждения документы в срок по ДД.ММ.ГГГГ Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Полуянов С.Н. был исключен из очереди на улучшение жилищных условий. Суд усматривает, что решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Полуянова С.Н. из очереди на улучшение жилищных условий, было принято до истечения предоставленного ему срока для предоставления документов. В протоколе заседания ЖБК ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что при постановке в очередь на улучшение жилищных условий Полуянов С.Н. к заявлению не приложил необходимые документы, подтверждающие его право находиться в очереди на улучшение жилищных условий. Впоследствии эти документы также не были представлены в жилищно-бытовую комиссию. Было направлено уведомление с указанием срока предоставления документов в ЖБК, Полуянов С.Н. указанные в уведомлении документы не представил. В качестве основания для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении представители ответчика ссылаются на п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Суд полагает, что неправомерность действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подразумевает принятие гражданина на такой учет при отсутствии необходимых для этого оснований и условий. Пунктом 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденными Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Согласно описи документов, находящихся в деле Полуянова С.Н., к заявлению о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были приложены: акт обследования жилищных условий, копия паспорта, копия свидетельства о заключении брака и копии свидетельств о рождении детей. В акте обследования жилищно-бытовых условий Полуянова С.Н. отражено, что он и его семья проживают в квартире, принадлежащей теще - Б., Полуянов С.Н. нуждается в отдельном жилье. Таким образом, истец, как проживавший в жилом помещении, принадлежащем Б. на праве собственности, что было установлено созданной ответчиком комиссией, и не имеющий другой жилой площади, согласно ст.6 Закон Тюменской области от 07.10.1999 N 137 (ред. от 05.07.2001) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" обоснованно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет. Доказательств, подтверждающих, что в акте обследования жилищно-бытовых условий отражены сведения, не соответствующие действительности, и истец не имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, суду не представлено. Доводы о преднамеренном ухудшении жилищных условий в результате переселения из благоустроенной квартиры по адресу: <адрес> аварийное жилое помещение по адресу: <адрес> суд не принимает, поскольку не являясь собственником или нанимателем жилого помещения он имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении независимо от переселения в аварийное жилье. ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ Полуянов С.Н. обратился к начальнику ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области с рапортом о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Полуянову С.Н. было отказано. Основания для отказа в удовлетворении ходатайства Полуянова С.Н. в протоколе № заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ не указаны. Из письма от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Полуянову С.Н. было отказано в восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что «к заявлению о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Полуянов С.Н. обязан был предоставить документы, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, что не было сделано; уважительных причин пропуска предоставления документов в указанный срок комиссией также не представлено». Между тем, заявление о постановке на учет было подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, предоставить документы, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ он в 2003 г. не мог. Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Наличие оснований, свидетельствующих об утрате Полуяновым С.Н. права на получение жилого помещения, в ходе судебного разбирательства не установлено. В соответствии с п.7.1 Положения о жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области, на которое ссылаются представители ответчика, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля ЖБК проводит перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Доказательств, подтверждающих, что истец препятствовал проверке его жилищных условий, суду не представлено. Ни в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, ни в судебном заседании представителями ответчика не оспаривался тот факт, что на момент рассмотрения рапорта истца о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, на не предоставление им каких-либо документов представители ответчика также не ссылались. Из материалов дела видно, что жилой дом <адрес>, в котором истец проживал с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в паспорте, в соответствии с протоколом городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным. Следовательно, на день заседания ЖБК истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истцу на семью из 5 человек было предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес> состоящее из двух комнат, общей площадью 50,6 кв.м. Согласно ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" норма предоставления устанавливается в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, истец не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам и по настоящее время нуждается в жилом помещении. Отказ в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с нарушением установленного ответчиком срока для предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не основан на законе. Суд приходит к выводу, что после предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, Полуянов С.Н. подлежал восстановлению на учете, оспариваемое решение следует признать незаконным. Доводы о том, что нарушении срока обращения в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ, суд не принимает. Так, между сторонами возник спор о праве истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Споры о праве подлежат разрешению в порядке искового производства. Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Ответчик является учреждением, а не государственным или муниципальным органом, поэтому решения ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области не подлежат оспариванию в порядке главы 25 ГПК РФ, устанавливающей производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и нормы ст.256 ГПК РФ на настоящий спор не распространяются. В соответствии с п. 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. Истец относится к категории лиц, указанных в п. 5 Правил, как сотрудник учреждения органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета и уволенный со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет более 10 лет, что ответчиком не оспаривается. Пункт 19 Правил содержит перечень документов, которые граждане, перечисленные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 Правил, предоставляют для участия в подпрограмме соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) одновременно с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1. Соответственно, для участия в подпрограмме указанные лица обязаны представить документы об основаниях увольнения со службы, об общей продолжительности службы в календарном исчислении и подтвердить факт признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Представителями ответчика не оспорен факт предоставления истцом всех документов, необходимых для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Из пояснений истца следует, что он претендует на участие в подпрограмме с семьей из четверых человек, включая проживающих с ним супругу П. и несовершеннолетних детей П. и П. Состав семьи подтверждается справкой о регистрации по месту жительства, копиями свидетельства о заключении брака, свидетельств о рождении детей. Основания для отказа в признании истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г.г.», установленные п. 22 упомянутых Правил, судом не установлены. Из пояснений сторон установлено, что для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г.г.» и получения жилищного сертификата списки участников подпрограммы учреждений Федеральной службы исполнения наказаний Тюменской области направляются в УФСИН России по Тюменской области. Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, истец подлежит восстановлению на учете в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня исключения из списка - с ДД.ММ.ГГГГ, и ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области обязано включить Полуянова С.Н. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г.г.» с составом семьи из четырех человек на 2011 год и направить документы, необходимые для получения жилищного сертификата в рамках реализации указанной программы, в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области. Иск Полуянова С.Н. к ФБУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ суд относит на ответчика возмещение истцу расходов по оплате государственной пошлины. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Полуянова С.Н. к Федеральному бюджетному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области удовлетворить. Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Полуянову С.Н. в восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области восстановить Полуянова С.Н. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Обязать Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области включить Полуянова С.Н. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г.г.» с составом семьи из четырех человек на 2011 год и направить документы, необходимые для получения жилищного сертификата в рамках реализации указанной программы, в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области. Взыскать с Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области в пользу Полуянова С.Н. 400 рублей расходов по государственной пошлине. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение 10 дней. Судья подпись Е.Н. Кучинская Решение вступило в законную силу 09.07.2011г.