Решение № 2-2037/2011



№ 2-2037/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск                                                                                    09 ноября 2011 г.

Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Пятанова А.Н.,

при секретаре Маргановой Н.И., с участием:

истца, ее представителя Саитбаталова В.Н., действующего на основании доверенности от 04.10.2011 г., представителя ответчика Администрации г. Тобольска Тюменской области Южаковой Г.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой М.М. к Администрации г. Тобольска Тюменской области, Правительству Тюменской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Михайлова М.М. обратилась в суд с требованиями возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м; и возложить на Администрацию г. Тобольска Тюменской обязанности принять решение о предоставлении вне очереди по договору социального найма и заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец является сиротой, мать умерла в 1997 г., отец юридически отсутствует. Она находилась под опекой бабушки Михайловой Т.В., решением от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии при Администрации г. Тобольска поставлена на льготную очередь детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако до настоящего времени соответствующим жильем не обеспечена, хотя Правительство Тюменской области обязано предоставить ей жилое помещение вне очереди, а Администрация в свою очередь обязана принять решение о предоставлении жилого помещения и заключить с ней договор социального найма.

Истец и ее представитель в ходе судебного разбирательства пояснили, что на иске настаивают по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Тобольска с иском согласилась.

Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежащим образом уведомлен, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие; дело рассмотрено без его участия на основании ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Из копий свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Михайлова М.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее мать Михайлова И.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически отсутствует.

На основании распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном истца назначена бабушка Михайлова Т.М., что подтверждается копией такого распоряжения.

Согласно копий аттестата от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства , Михайлова М.М. в ДД.ММ.ГГГГ закончила МАОУ «<данные изъяты>», затем прошла обучение в АНО «<данные изъяты>».

При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что Михайлова М.М. была в возрасте 4-х лет, когда у нее умер единственный родитель, следовательно, в соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона относится к числу детей-сирот.

Копией решения жилищной комиссии при администрации г. Тобольска от 20.08.2003 г. и сообщением комитета по жилью Администрации г. Тобольска Тюменской области от 28.09.2011 г. подтверждается, что истец до достижения возраста 18 лет, как сирота, была поставлена на льготную очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения; состоит на учете до настоящего времени, сейчас очередь .

Частью 1 ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 2, абз. 2 ст. 7 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещении в Тюменской области» от 07.10.1999 г. № 137 (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда Тюменской области на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области.

В силу ст. 23 Закона предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение, предоставляемое гражданам должно быть общей площадью на каждого члена семьи не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилой площади установлена ст. 1 и п. «в» ст. 7 Закона и равна 18 кв.м.

В настоящее время Михайлова М.М. зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей ее бабушке, согласно сообщений: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 05.08.2011 г., Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 01.08.2011 г., собственником недвижимого имущества не значится.

Из сообщения от 08.09.2010 г. начальника Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области следует, что Михайлова М.М. закрепленного жилья в г. Тобольске не имеет.

Следовательно, суд пришел к выводу о том, что Михайлова М.М. закрепленного за ним жилья, а так же жилых помещений в собственности, не имеет, до достижения возраста 18 лет поставлена на учет для получения жилья как ребенок-сирота.

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением Михайловой М.М. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от порядкового номера в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отраженный в отзыве на иск довод представителя ответчика правительства Тюменской области о том, что при предоставлении Михайловой М.М. жилого помещения будут нарушены права других граждан, вставших на учет ранее него, суд признает несостоятельным, поскольку права указанных лиц, имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения, нарушаются не истцом, а лицами, уполномоченными обеспечить реализацию такими гражданами предоставленных им социальных гарантий.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» во взаимосвязи с другими законоположениями следует, что предоставление помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Тюменской области от 15.11.2010 г. № 73 «О наделении органов местного самоуправления отдельными Государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», орган местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Тобольск наделен государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами.

Согласно Положения о ведении учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения (Постановление Правительства Тюменской области от 26.01.2009 N 18-п "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения") обязанность ведения учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена так же на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или их структурных подразделений.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Оценив собранные по делу доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Михайловой М.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма, которое должно отвечать установленным жилищным законодательством требованиям и находиться на территории г. Тобольска Тюменской области.

Возложить на Администрацию г. Тобольска Тюменской области обязанность после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления Михайловой М.М. жилого помещения принять решение о предоставлении Михайловой М.М. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области и заключить с ней договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Судья                                                                               Пятанов А.Н.