Решение №2-2319/2011



№ 2- 2319/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск «09» декабря 2011 года Тобольский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Жировой Г.А.

при секретаре Туляковой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Тобольского муниципального района об оспаривании предписания Государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

у с т а н о в и л :

Администрация Тобольского муниципального района в лице своего представителя обратилась в суд с требованиями об оспаривании Предписания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в её адрес Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г.. Свои требования заявитель мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена внеплановая выездная проверка Администрации Тобольского муниципального района, по результатам которой составлен акт. На основании данного акта государственным инспектором Г. в адрес Администрации вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ по устранении ряда нарушений по эксплуатации гидротехнических сооружений ( водозащитных дамб), расположенных вдоль реки <адрес> Заявитель полагает, что данное предписание является незаконным, поскольку Администрация Тобольского муниципального района не является ни собственником ни эксплуатирующей организацией указанных инспектором сооружений.

В судебном заседании представитель заявителя Нивиков В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивает на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель привлеченного судом с согласия заявителя Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, каких-либо ходатайств по делу не заявил. В предоставленных суду письменных возражениях выразил свое несогласие с заявленными требованиями, указав на то, что Администрация Тобольского муниципального района является организацией, на балансе которой находятся гидротехнические сооружения, в связи с чем на ней лежит обязанность по эксплуатации и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Заслушав представителя заявителя, и, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из предоставленной в суд копии Предписания от ДД.ММ.ГГГГ , выданного Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г. следует, что на основании проведенной проверки в Администрации Тобольского района были выявлены следующие нарушения требований законодательных и иных нормативно правовых актов Российской Федерации:

1.Отсутствуют договоры и распоряжения Администрации Тобольского района на передачу гидротехнических сооружений эксплуатирующему гидротехнические сооружения предприятию;

2.Отсутствуют профессиональная подготовка сотрудников, ответственных за эксплуатацию гидротехнических сооружений, документы, подтверждающие их квалификацию, проверку знаний, аттестацию;

3.Отсутствует утвержденный департаментом экологии Тюменской области расчет ущерба при аварии гидротехнического сооружения;

4.Отсутствуют правила (инструкции) по эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в собственности администрации Тобольского муниципального района, согласованные с органами государственного надзора;

5. Отсутствуют календарные графики работ по текущему, капитальному ремонту гидротехнических сооружений;

6.Отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Администрации Тобольского муниципального района;

7.Отсутствуют документы по проведению текущего ремонта и санитарных чисток территории гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Тобольского муниципального района;

8.Отсутствуют утвержденные критерии безопасности гидротехнических сооружений Администрации Тобольского муниципального района.

Указанным Предписанием установлен срок для его выполнения до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствие с Федеральным законом № 117-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 г. № 1303, Правилами эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства строительства РФ от 29 декабря 1995 г. № 17-139 обязанность по эксплуатации и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений возлагается на собственников гидротехнических сооружений и /или эксплуатирующие организации.

На основании ч-1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ч-1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствие с ч-3 ст. 215, ст.ст. 294, 296 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

В соответствие со ст. 218, 219, 223 ГК РФ, право собственности как на вновь созданное недвижимое имущество, так и на имущество у приобретателя по договору возникает с момента государственной регистрации права.

Из чего следует, что законодатель четко определил порядок возникновения права муниципальной собственности и порядок передачи муниципального имущества в эксплуатацию.

Согласно предоставленных суду сведений Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» и сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области следует, что регистрация прав на объекты недвижимого имущества: водозащитные дамбы вдоль реки <адрес> не производилась.

При таких обстоятельствах, оснований считать указанные выше гидротехнические сооружения объектами муниципальной собственности не имеется. Следовательно, признать Администрацию Тобольского муниципального района собственником сооружений нельзя.

Согласно п.6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 237 от 27 февраля 1999 г. при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Из чего следует, что орган государственного надзора вправе лишь поставить в известность орган местного самоуправления о наличии на территории муниципального образования гидротехнического сооружения не имеющего собственника, но не вправе требовать от органа местного самоуправления выполнения обязательств, которые возложены на собственника и эксплуатирующую организацию.

Доводы представителя Управления, изложенные в возражении на заявление о том, что Предписание было вынесено Администрации, как предприятию, эксплуатирующему сооружения, суд не принимает во внимание, поскольку орган местного самоуправления не может являться эксплуатирующей организацией исходя из положений вышеперечисленных ст. ст. 215, 294, 296 ГК РФ.

Как следует из текста Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Предписания и тех мероприятий, которые предписывается выполнить для устранения имеющихся нарушений, данное предписание адресовано Администрации, как собственнику гидротехнических сооружений.

Из предоставленных суду копии Постановления мирового судьи судебного участка № 1 Тобольского района по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ и Решения Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в адрес Администрации Тобольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Г. выносилось аналогичное Предписание, за невыполнение которого в установленный инспектором срок Администрация Тобольского муниципального района привлекалась к административной ответственности. Производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основанием к прекращению производства по делу явилось то, что Администрация Тобольского района не является ни собственником ни эксплуатирующей организацией. Постановление мирового судьи вступило в законную силу.

Согласно ч-2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из предоставленных суду копии Протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, копии Постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении Администрации Тобольского муниципального района был составлен Протокол об административном правонарушении «Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений», но производство по административному делу было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Основанием для прекращения производства по делу явился тот факт, что Администрация Тобольского муниципального района не является собственником и/или эксплуатирующей организацией.

При таких обстоятельствах, суд не может признать вынесенное ДД.ММ.ГГГГпредписание законным.

Руководствуясь ст. ст. 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Администрации Тобольского муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным Предписание от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в адрес Администрации Тобольского района Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г..

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней через Тобольский горсуд.

Судья Г.А.Жирова