2- 2296/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 15 декабря 2011 года
Тобольский городской суд Тюменской области
в составе:
судьи ЕГОРОВА Б.Д.
с участием прокурора МАТАЕВОЙ С.Л.
при секретаре ЛЕВАЧЕВОЙ О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2296
по заявлению Прокурора г. Тобольска в интересах неопределенного круга лиц к Тобольской городской Думе о возложении обязанности по внесению изменений в п. 2.9 раздела 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в г. Тобольске,
установил:
Прокурор г. Тобольска обратился в суд в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к ответчику о возложении обязанности по внесению изменений в п. 2.9 раздела 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы Администрации города г. Тобольска (далее Положение), утвержденного Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № № установив срок принятия решения о дате, месте форме и времени проведения второго этапа конкурса, мотивируя свои требования тем, что согласно данного пункта решение о дате, месте, форме и времени проведения второго этапа конкурса принимается руководителем органа местного самоуправления, однако срок принятия решения не установлен, что создает условия для произвольного подхода к принятию юридически значимых решений и коррупционных проявлений в процессе реализации Положения. В удовлетворении требований Прокурора г. Тобольска в досудебном порядке о внесении изменений в нормативный правовой акт, решением Тобольской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.
В судебном заседании помощник прокурора Матаева С.Л. на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что срок необходимо установить по окончании проверки, то есть первого этапа. Какой срок следует установить в соответствии с антикоррупционными положениями, не пояснила. Считает, что отсутствие срока нарушает права неопределенного круга лиц.
Представитель городской Думы – Дегтярева Е.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснил, что в оспариваемом пункте установлены условия и основания принятия руководителем органа местного самоуправления решения о проведении второго этапа конкурса: окончание проверки достоверности сведений; оформление допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну; утверждения списка кандидатов на замещение вакантной должности. Срок принятия решения ограничен не календарной датой, а иными условиями и основаниями принятия решения – сроком окончания проверки. Кроме того, речь не может идти о защите неопределенного круга лиц, так как после проведения первого этапа круг лиц будет определен.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск, не подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № было принято Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы Администрации города г. Тобольска. В пункте 2.9 раздела 3 указано, что по окончании проверки достоверности сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение вакантной должности, а также после оформления, в случае необходимости, допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, руководитель органа местного самоуправления утверждает список кандидатов на замещение вакантной должности и принимает решение о дате, месте, форме и времени проведения второго этапа конкурса (л.д.л.д.18-20).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
В заявлении Прокурор г. Тобольска в обоснование требований ссылается на п/п «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, в соответствии с которым коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
ДД.ММ.ГГГГ Прокурором г. Тобольска на имя Председателя Тобольской городской Думы было направлено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов (л.д.л.д. 13-14).
Решением Тобольской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований прокурора г. Тобольска о внесении изменений в п. 2.9 раздела 3 Положения было отказано (л.д.л.д. 15-16).
При решении вопроса о наличии коррупциогенных факторов в оспариваемом пункте, суд считает, что следует исходить не только из текста пункта 2.9, а из всего текста Положения.
Разделом 3 предусмотрено проведение конкурса на замещение вакантной должности в два этапа. Первый этап – объявление органом местного самоуправления конкурса и условий замещения вакантной должности, прием документов у кандидатов на должность, проведение кадровой службой проверки достоверности сведений, представленных гражданином, заявившимся на участие в конкурсе, а также оформление в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Само по себе проведения конкурса предполагает наличие нескольких кандидатов, в отношение которых должна быть проведена проверка. Сроки проверки в отношении каждого из кандидатов могут быть разными, поэтому невозможно определить дату окончания проверки в отношении каждого из них и, следовательно, срок принятия решения о проведении второго этапа конкурса. Таким образом, утверждение Прокурора г. Тобольска об отсутствии срока для принятия решения неосновательно – срок обусловлен датой окончания проверки, которая не может быть установлена вне связи с коррупциогенными факторами, так как невозможно заранее определить срок проверки в отношении каждого из кандидатов.
Из заявления следует, что отсутствие сроков создает условия для произвольного подхода к принятию юридически значимых решений, то есть, невозможность контроля за действиями руководителя органа местного самоуправления и, как следствие, нарушение прав граждан. Однако, применительно к данному пункту, изначально контроль за сроком принятия решения невозможен, так как невозможно определение сроков окончания проверки. Наоборот, руководитель органа местного самоуправления, объявив конкурс, признает, что муниципальная должность вакантна, ему нужен работник, и в его интересах как можно быстрее заполнить вакансию.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами, изложенными в заявлении о защите неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц возможен лишь на первом этапе при объявлении конкурса и подаче документов. После окончания первого этапа список кандидатов определен, поэтому речь может идти только о ограниченном списке лиц, прошедших первый этап.
Наконец, контроль за проведением конкурса осуществляется также конкурсной комиссией, полномочия которой определены в разделе 5 Положения.
Исходя из вышеизложенного, судом сделан вывод, что срок принятия решения в п. 2.9 Положения определен, отсутствие ссылки на календарную дату не является коррупционгенным фактором и не нарушает права граждан.
Иных доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска прокурора г. Тобольска о возложении обязанности по внесению изменений в пункт 2.9 раздела 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности муниципальной службы в городе Тобольске, утвержденного Решением Тобольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № путем установления срока принятия решения о дате, месте, форме и времени проведения второго этапа конкурса отказать.
Мотивированное решение составлено 19.12.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Б.Д. ЕГОРОВ