Решение №2-2004/2011



№ 2-2004/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 30 ноября 2011 г.

Тобольский городской суд Тюменской области, в составе:

председательствующего судьи Баранцевой Н.В.

при секретаре Кориковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой И.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Вершинина И.В. обратилась в суд с требованиями к ответчику, с учетом дополнений, о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в «Центре социальной помощи семье и детям», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Комплексном Центре социального обслуживания населения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в ГУСО ТО <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в АНО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», и назначении пенсии со дня подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования мотивированы тем, что является работником образования с ДД.ММ.ГГГГ, в назначении трудовой пенсии по старости досрочно ей было отказано пенсионным органом, поскольку из специального стажа исключены указанные выше периоды. Из стажа были исключены спорные периоды работы в должности воспитателя, мотивируя тем, что Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, данные организации не предусмотрены. Считает отказ в назначении пенсии незаконным.

В судебном заседании истец требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства иск не признал, по изложенным в отзыве доводам.

Изучив доводы иска и представленных возражений, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, допросив свидетеля, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что с Вершинина И.В. осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, работая воспитателем в различных учреждениях, в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципального учреждения социального обслуживания <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУСО ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АНО <данные изъяты>

Центр социальной помощи семье и детям был создан на основании распоряжения Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Центр социальной помощи семье и детям преобразован в МУСО <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Комплексный центр социального обслуживания населения переименован в Государственное учреждение социального обслуживания Тюменской области <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ГУСО ТО <данные изъяты> реорганизовано в форме преобразования в Автономную некоммерческую организацию «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних г. Тобольска».

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о расторжении брака, свидетельством о перемене имени, записями трудовой книжки, копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Тобольске от ДД.ММ.ГГГГ Вершининой И.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Из стажа работы истца ответчиком были исключены спорные периоды работы, указано, что Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрены такие наименование и организационно-правовая форма юридического лица, предоставление данных работодателем о периоде работы общим стажем без указания льготы.

Однако, суд с доводами пенсионного органа не соглашается.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пункт 10 статьи 28 Закона предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Пункт 3 указанной статьи устанавливает, что списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствие с пп. 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что спорные периоды работы Вершининой И.В. относятся к периодам действия Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» от 20.11.1990 г. и частично к периоду действия Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г.

В период действия Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» действовали утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463 Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Наименование Центр социальной помощи семье и детям, Муниципальное учреждение социального обслуживания <данные изъяты> в упомянутых Списках не указано, однако, приведенные Списки включают Учреждения социального обслуживания, в частности, социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних, поэтому, учитывая положения п. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривающие право на досрочное назначение пенсии лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд считает необходимым исходить из характера деятельности учреждения и занимаемой должности истца, ее должностных обязанностей.

Из представленных в суд Положения Центра социальной помощи семье и детям, Уставов Муниципального учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения», Государственного учреждения социального обслуживания Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», Автономной некоммерческой организации «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», видно, что при реорганизациях цели и задачи центра не изменялись.

Положением Центра социальной помощи семье и детям подтверждаются доводы истца о наличии в структуре Центра Отделения временного пребывания (детский приют), которое оказывало помощь детям, проживающим в неполных, многодетных, малообеспеченных семьях, в числе прочих предусмотрены занятия по программе с учетом возрастных особенностей.

Согласно п. 1.5, 2.1, 2.3, 2.4 Устава МУ СО <данные изъяты> предметом его деятельности является оказание помощи и услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в частности детям и подросткам, оказавшимся в неблагополучных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию, безнадзорным, испытывающим негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы. А также, профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; психолого-медико-педагогическое обследование детей, разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, их семей, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, физкультурно-оздоровительный и иные компаненты; обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации.

Аналогичные цели, задачи и направления деятельности отражены в Уставе ГУ СО ТО <данные изъяты> в пункте 3, и пункте 2 Устава АНО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска». Целью деятельности Центра осталась профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, либо в социально-опасных условиях. Основными направлениями деятельности Центра, по –прежнему является обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних.

Допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей П.., М. Л. показали, что до ДД.ММ.ГГГГ КЦСОН имел наименование «Центр социальной помощи семье и детям». Центр имел два отделения – Отделение по работе с пожилыми людьми и отделение по работе с несовершеннолетними детьми, в котором работала истец. Впоследствии КЦСОН был реорганизован в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Должностные обязанности воспитателей после реорганизаций не менялись.

Не доверять показаниям названных свидетелей у суда оснований нет, факт их совместной работы с истцом подтверждается копиями трудовых книжек свидетелей.

Должностные обязанности воспитателя КЦСОН, СРЦН включали планирование и организацию работы, способствующей социальной реабилитации детей с учетом индивидуальной программы их воспитания и обучения, согласно индивидуальным программам, организацию жизнедеятельности обучающихся и их воспитание. Эти же обязанности были у воспитателя в Центре социальной помощи семье и детям, о чем показали свидетели.

Таким образом, деятельность отделений Центра социальной помощи семье и детям, Комплексного Центра социального обслуживания населения, работающих с несовершеннолетними детьми, не отличается от деятельности Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Должностные обязанности воспитателя в указанных учреждениях не имели существенных различий.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вершинина И.В. работала в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска»

Наименование – «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и должность «воспитатель» включены в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

По мнению ответчика, указанный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку автономная некоммерческая организация не охватывается понятием «учреждение».

Суд с доводами ответчика не соглашается, поскольку согласно ч. 1, 2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера… государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

В отзыве на исковое заявление также указано, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям, предоставленным работодателем, истица имеет специальный стаж только с ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлен общим стажем без указания льготы, а в соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст.10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, из показаний свидетеля Л. следует, что работники УПФ в г. Тобольске не принимали сведения, в которых период работы в Комплексном Центре социального обслуживания населения как истицы, так и других воспитателей был представлен с указанием льготы, ссылаясь на отсутствие такого наименования в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, поэтому работодатель был вынужден предоставлять сведения о страховом стаже без указания льготы. В настоящее время произвести корректировку сведений не представляется возможным в связи с ликвидацией учреждения.

Суд считает, что сведения о страховом стаже истца отражены работодателем неправильно по не зависящим от нее основаниям, допущенная неточность не должна повлечь ущемление ее прав.

С учетом изложенного, суд считает возможным включить спорные периоды работы истца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

    Судом установлено, что заявление Вершининой И.В. о назначении пенсии с приложением всех необходимых документов зарегистрировано ГУ - УПФ РФ в г. Тобольске ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения истцом необходимый стаж, с учетом спорных периода, был выработан, следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области включить Вершининой И.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в «Центре социальной помощи семье и детям», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Муниципальном учреждении социального обслуживания «Комплексный Центр социального обслуживания населения», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Государственном учреждении социального обслуживания Тюменской области и «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», и назначить трудовую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Баранцева

    

В окончательной форме решение изготовлено 05 декабря 2011 г.