№ 2-46/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 12 января 2012 г.
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Пятанова А.Н.,
при секретаре Васькиной Е.А.,
с участием Половинко Е.Ю., как представителя истца, третьих лиц Половинко Н.В. и Трухонина А.В., действующего на основании доверенностей от 08.09.2011 г., 13.05.2009 г. и 26.12.2011 г. соответственно, представителя ответчика Дробиной С.С., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кель А.А. к администрации г. Тобольска Тюменской области о признании отказа в выборе земельного участка незаконным и возложении обязанности осуществить выбор земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением с требованиями признать отказ администрации г. Тобольска Тюменской области, оформленный письмом Главы администрации г. Тобольска Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № в выборе земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в общественно-деловой зоне <адрес> в соответствии с графическим приложением к заявлению о выборе № 25.07.2011 г., незаконным и возложить на ответчика обязанность обеспечить выбор земельного участка по заявлению от 25.07.2011 г. для строительства торгового центра.
Требования мотивированы тем, что администрация г. Тобольска Тюменской области отказала истцу в удовлетворении заявления о выборе земельного участка по причине того, что поступило более двух заявлений о его предоставлении, поэтому в данном случае необходимо проведение аукциона.
Считая такой отказ незаконным, истец и обратился в суд с указанными выше требованиями.
Представитель истца в ходе судебного заседания пояснил, что на иске настаивает по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, настаивает на том, что в данном случае в целях обеспечения конкуренции необходимо проводить торги, поскольку поступило несколько заявлений о выборе земельного участка.
Истец, третьи лица Половинко Н.В. и Трухонин А.В. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были надлежащим образом уведомлены; дело рассмотрено без их участия на основании ст. 167 ГПК РФ.
До проведения судебного заседания от третьих лиц Половинко Н.В. и Трухонин А.В. поступили отзывы на иск, где они указывают о том, что против удовлетворения иска возражений не имеют, не создают конкуренции истцу, поскольку ими были испрошены различные земельные участки.
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом и Половинко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ Трухониным А.В. на имя главы администрации г. Тобольска Тюменской области были поданы заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства по адресу: <адрес>, общественно деловая зона ориентировочной площадью по <данные изъяты> кв. м. каждый.
Письмом Главы администрации г. Тобольска Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в удовлетворении заявления отказано по мотиву поступления нескольких заявлений на данный земельный участок и, со ссылкой на позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области и Высшего Арбитражного суда, принято решение о проведении торгов в порядке, установленном действующим законодательством.
Изложенные обстоятельства подтверждаются копиями имеющихся в материалах дела заявлений Кель А.А., Половинко Н.В., Трухонина А.В. и сообщением Главы администрации г. Тобольска Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ
Сул соглашается с доводом истца и его представителя о том, что такой отказ неправомерен ввиду нижеследующего.
Ст. 1 ЗК РФ декларирован такой принцип земельного законодательства, как сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Он подразумевает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Часть 4 ст. 28 ЗК РФ не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Далее, согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования его места размещения.
Порядок выбора земельного участка регламентирован ст. 31 ЗК РФ, согласно которой гражданин и юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти и орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ (в данном случае в орган местного самоуправления), с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно Положения о процедуре предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования город Тобольск (Утверждено Постановлением Главы администрации города Тобольска от 29.11.2007) (далее - Положение) граждане и юридически лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительств обращаются в Комитет архитектуры и градостроительства с заявлением на имя Главы администрации о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Не менее чем через 14 дней после публикации в газете и не позднее двух месяцев с момента поступления заявления о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта строительства Комитет архитектуры и градостроительства обеспечивает выбор земельного участка посредством проведения процедур, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ, то есть обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, он принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
То есть истцом соблюдены процедура обращения с требованием о выборе земельного участка, принятие решения по его заявлению находится в компетенции ответчика.
При этом довод представителя ответчика о наличии конкуренции между поданными истцом и третьими лицами заявлениями суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из графических приложений к заявлениям о выборе земельных участков, заявители желают владеть смежными земельными участками, что нашло свое подтверждение в судебном заседании исходя из представленных ими объяснений.
Согласно сообщения Комитета градостроительной политики администрации г. Тобольска Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ площадь территории зоны ОД в <адрес> составляет <данные изъяты> Га, общая площадь испрошенных заявителями земельных участков равна <данные изъяты> Га, то есть незначительно больше и данное обстоятельство не может быть препятствием в удовлетворении требований заявителя, так как ст. 31 ЗК РФ возлагает на гражданина обязанность при подаче заявления указать предполагаемую площадь испрашиваемого земельного участка, то есть размер участка в процессе его формирования корректируется.
Не соглашается суд и с заявлением представителя ответчика о том, что территория <адрес>. распланирована, что она подтверждает представленной схемой, как фрагментом Правил землепользования и застройки г. Тобольска.
В соответствии с ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию; основная часть включает в себя красные линии.
То есть элементы планировочной структуры (квартала, проезды) могут быть отражены исключительно в проекте планировки территории.
Положениями ст. 45 ГрК РФ закреплен порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, в том числе обязанность местной администрации ее опубликовать в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Однако, как следует из сообщения Комитета градостроительной политики администрации г. Тобольска Тюменской области от 10.01.2012 г., и установлено в судебном заседании при обозрении официального сайта администрации г. Тобольска Тюменской области, проектов планировки и тем более межевания территории <адрес> не принималось.
Других доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что истцу в в выборе земельного участка в общественно-деловой зоне <адрес> отказано незаконно и его иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации г. Тобольска Тюменской области в выборе Келю А.А. земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в общественно-деловой зоне <адрес> в соответствии с графическим приложением к заявлению о выборе от ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на администрацию г. Тобольска Тюменской области обязанность обеспечить выбор земельного участка по заявлению Кель А.А. от ДД.ММ.ГГГГ для строительства торгового центра.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Пятанов А.Н.
Мотивированное решение составлено 23 января 2012 г.