Решение № 2-199/2012



№2-199/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тобольск 30 января 2012 г.

Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Пятанова А.Н.,

при секретаре Васькиной Е.А., с участием:

помощника прокурора г. Тобольска Тюменской области Матаевой С.Л.,

представителя ответчика администрации г. Тобольска Тюменской области Южаковой Г.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Тобольска Тюменской области, обратившегося в суд в интересах Белявского В.А. к администрации г. Тобольска Тюменской области, Правительству Тюменской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор г. Тобольска Тюменской области обратился в суд в интересах Белявского В.А. с требованиями возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Белявскому В.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м; и возложить на администрацию г. Тобольска Тюменской обязанности принять решение о предоставлении истцу вне очереди по договору социального найма и заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения.

        Требования мотивированы тем, что Белявский В.А. является лицом из числа детей-сирот, мать решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. Истец сначала находился на полном государственном обеспечении, ДД.ММ.ГГГГ над ним учреждено попечительство, решением от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии при Администрации г. Тобольска поставлен на льготную очередь детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако до настоящего времени Белявский В.А. жильем не обеспечен, хотя Правительство Тюменской области обязано предоставить ему жилое помещение вне очереди, а администрация в свою очередь обязана принять решение о предоставлении жилого помещения и заключить с ним договор социального найма.

        Истец и представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были надлежащим образом уведомлены; дело рассмотрено без их участия на основании ст. 167 ГПК РФ.

    Помощник прокурора г. Тобольска Тюменской области в ходе судебного разбирательства пояснила, что на иске настаивает по изложенным в заявлении основаниям.

        Представитель ответчика администрации г. Тобольска с иском согласилась.

    Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав…; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

        Из копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родителями Белявского В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются Б. и Б..

        Согласно справки ЗАГС от ДД.ММ.ГГГГ в записи акта о рождении Белявского В.А. сведения об отце внесены по указанию матери.

        Решением от ДД.ММ.ГГГГ Тобольского городского суда Тюменской области Белявская Б.Л. лишена родительских прав в отношении Белявского В.А., ребенок передан органам опеки и попечительства.

        На основании распоряжения первого заместителя главы администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ Белявский В.А. направлен в учреждение интернатного типа, за ним закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>.

        Распоряжением главы города Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение первого заместителя главы администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления жилья отменено, истец поставлен на льготную очередь для внеочередного получения жилья.

    Факт постановки на льготную очередь под в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет подтверждается копией решения жилищной комиссии при администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ; согласно сообщения комитета по жилью администрации г. Тобольска Белявский В.А. состоит на учете до настоящего времени, сейчас очередь .

        Как указано в копии аттестата от ДД.ММ.ГГГГ, Белявский В.А. в 2008 г. закончил МОУ для <данные изъяты>.

    Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области попечителем Белявского В.А. назначен З.

    Согласно диплома ДД.ММ.ГГГГ о начальном профессиональном образовании, Белявский В.А. ДД.ММ.ГГГГ закончил ГОУ ВПО «<данные изъяты>».

        При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что Белявский В.А. был в возрасте шести лет, когда его единственного родителя лишили родительских прав, своевременно поставлен на льготную очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.

        Частью 1 ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

        В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

        Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.

        При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

        Согласно ст. 2, абз. 2 ст. 7 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещении в Тюменской области» от 07.10.1999 г. № 137 (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда Тюменской области на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области.

        В силу ст. 23 Закона предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение, предоставляемое гражданам должно быть общей площадью на каждого члена семьи не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

        Норма предоставления жилой площади установлена ст. 1 и п. «в» ст. 7 Закона и равна 18 кв.м.

        Согласно сообщений: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от 01.06.2011 г., Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Белявский В.А. собственником недвижимого имущества не значится.

        Из справки от ДД.ММ.ГГГГ начальника Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области следует, что Белявский В.А. закрепленного жилья в г. Тобольске не имеет.

        Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением Белявскому В.А. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от порядкового номера в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Отраженный в отзыве на иск довод представителя ответчика правительства Тюменской области о том, что при предоставлении Белявскому В.А. жилого помещения будут нарушены права других граждан, вставших на учет ранее него, суд признает несостоятельным, поскольку права указанных лиц, имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения, нарушаются не истцом, а лицами, уполномоченными обеспечить реализацию такими гражданами предоставленных им социальных гарантий.

        Из абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот во взаимосвязи с другими законоположениями следует, что предоставление помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

        При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Законом Тюменской области от 09.11.2011 N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" орган местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Тобольск наделен государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами.

        Согласно Положения о ведении учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения (Постановление Правительства Тюменской области от 26.01.2009 N 18-п "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения") обязанность ведения учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена так же на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или их структурных подразделений.

        Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

        Оценив собранные по делу доказательства, суд находит требования прокурора г. Тобольска Тюменской области подлежащими удовлетворению.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Белявскому В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма, которое должно отвечать установленным жилищным законодательством требованиям и находиться на территории г. Тобольска Тюменской области.

Возложить на Администрацию г. Тобольска Тюменской области обязанность после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления Белявскому В.А. жилого помещения принять решение о предоставлении Белявскому В.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области и заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня его провозглашения.

Судья Пятанов А.Н.