№2-1531/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 21 августа 2012 г.
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Пятанова А.Н.,
при секретаре Васькиной Е.А., с участием:
помощника прокурора г. Тобольска Тюменской области Матаевой С.Л.,
истца и представителя ответчика администрации г. Тобольска Тюменской области Кривошеева Р.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Тобольска Тюменской области, обратившегося в суд в интересах Редикульцевой Н.В. к администрации г. Тобольска Тюменской области, Правительству Тюменской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тобольска Тюменской области обратился в суд в интересах Редикульцевой Н.В. с требованиями возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Редикульцевой Н.В. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м; и возложить на администрацию г. Тобольска Тюменской обязанности принять решение о предоставлении истцу вне очереди по договору социального найма и заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Редикульцева Н.В. является лицом из числа детей-сирот, мать решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец умер ДД.ММ.ГГГГ Над истцом была учреждена опека, решением от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии при администрации г. Тобольска она поставлена на льготную очередь детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Сейчас опека над Редикульцевой Н.В. прекращена в связи с достижением ею совершеннолетия, однако она до настоящего времени жильем не обеспечена, хотя Правительство Тюменской области обязано предоставить ей жилое помещение вне очереди, а администрация в свою очередь обязана принять решение о предоставлении жилого помещения и заключить с ней договор социального найма.
Истец в ходе судебного разбирательства пояснила, что на иске настаивает.
Помощник прокурора г. Тобольска Тюменской области в судебном заседании пояснила, что иск поддерживает по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Тобольска с иском согласился.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела был надлежащим образом уведомлен, просит рассмотреть дело без своего участия; дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав…; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Редикульцева Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Тюменской области, ее родителями являются Р. и Р..
Согласно копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ отец истца Р. умер ДД.ММ.ГГГГ; решением Тобольского городского суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Р. лишена родительских прав в отношении дочери, что подтверждается копией такого решения..
На основании распоряжения № главы г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в связи с тем, что отец умер, мать лишена родительских прав, над Редикульцевой Н.В. учреждена опека.
Копией выписки из решения от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам администрации г. Тобольска подтверждается факт постановки Редикульцевой Н.В. на льготную очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения до достижения возраста 23 лет; согласно сообщения комитета по жилью администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете до настоящего времени, сейчас очередь №
При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что Редикульцева Н.В. была в возрасте 2-х лет, когда умер отец, и 3-х лет, когда ее маму лишили родительских прав, своевременно поставлена на льготную очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, которое до настоящего времени ей не предоставлено.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 2, абз. 2 ст. 7 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещении в Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда Тюменской области на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области.
Как указано в ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия…
При таких обстоятельствах довод представителя ответчика Правительства Тюменской области о том, что в данном случае оснований для предоставления жилого помещения нет, так как истцом не представлены документы, подтверждающие окончание учебного учреждения, суд признает несостоятельным, поскольку Редикульцева Н.В. достигла совершеннолетия и факт прекращения попечительства влечет обязанность предоставить ей жилое помещение.
Кроме этого, как следует из копии личной карты обучающегося, Редикульцева Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в МОУ СОШ <данные изъяты>
Далее, в силу ст. 23 Закона предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение, предоставляемое гражданам должно быть общей площадью на каждого члена семьи не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Норма предоставления жилой площади установлена ст. 1 и п. «в» ст. 7 Закона и равна 18 кв.м.
Согласно сообщений: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Редикульцева Н.В. собственником недвижимого имущества не значится.
Из справки начальника Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Редикульцева Н.В. закрепленного жилья в г. Тобольске Тюменской области не имеет.
Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением Редикульцевой Н.В. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от порядкового номера в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот во взаимосвязи с другими законоположениями следует, что предоставление помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Тюменской области от 09.11.2011 N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" орган местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Тобольск наделен государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами.
Согласно Положения о ведении учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения (Постановление Правительства Тюменской области от 26.01.2009 N 18-п "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения"), обязанность ведения учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена так же на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или их структурных подразделений.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Оценив собранные по делу доказательства, суд находит требования прокурора г. Тобольска Тюменской области подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Редикульцевой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма, которое должно отвечать установленным жилищным законодательством требованиям и находиться на территории г. Тобольска Тюменской области.
Возложить на администрацию г. Тобольска Тюменской области обязанность после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления Редикульцевой Н.В. жилого помещения принять решение о предоставлении Редикульцевой Н.В. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области и заключить с ней договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня его провозглашения.
Судья Пятанов А.Н.