№ 2-282/2011



№ 2-282\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тобольск                                                                           15 сентября 2011 года

                                                                                           

Тобольский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Свистельниковой Н.А.

                с участием прокурора Тобольского района Прохорова В.Н.

                при секретаре      Ламбиной И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тобольского района в интересах Шириазданова Руслана Тагировича к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального районао возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,

установил:

Прокурор Тобольского района обратился в суд в интересах Шириазданова Руслана Тагировича с требованиями о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Шириазданову Р.Т. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, о возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Шириазданову Р.Т. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Шириаздановым Р.Т. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Требования мотивирует тем, что Шириазданов Р.Т. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО10 и ФИО11 лишены родительских прав решением Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Шириазданов Р.Т. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы администрации Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ Шириазданов Руслан Тагирович был помещен в учреждение интернатного типа, не имеет закрепленного жилого помещения.

В судебном заседании прокурор и истец Шириазданов Р.Т. иск поддержали в полном объеме, истец Шириазданов Р.Т. суду пояснил, что за ним не закреплялось жилье, он проживал постоянно на территории Тобольского района, жилого помещения ему не предоставлялось, в собственности у него жилья не имеется.

Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется телефонограмма, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ представитель выразил свое несогласие с иском в связи с тем, что удовлетворение требований повлечет нарушение прав других лиц, вставших на учет ранее Шириазданова Р.Т.

Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Заслушав пояснения прокурора, истца Шириазданова Р.Т., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Как установлено в судебном заседании, Шириазданов Руслан Тагирович родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями истца значатся ФИО12, что подтверждается копией свидетельства о рождении.

Решением Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что родители истца ФИО13 и ФИО14 лишены родительских прав в отношении сына Шириазданова Руслана Тагировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением главы администрации Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ Шириазданов Р.Т. помещен в интернатное учреждение.

ДД.ММ.ГГГГ Шириазданов Р.Т. окончил МОУ «<адрес>», что подтверждается копией аттестата.

ДД.ММ.ГГГГ Шириазданов Р.Т. окончил <адрес> <адрес>», что подтверждается копией диплома.

Распоряжением Главы администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Из представленного приложения к указанному распоряжению усматривается, что Шириазданов Р.Т. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ под № , с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, истец являлся лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков опровергнуто не было.

Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Из вышеизложенного следует, что Шириазданов Р.Т., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на получение жилого помещения вне очереди.

Судом установлено, что Шириазданов Р.Т. был принят на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения возраста 23 лет.

Согласно справке Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Шириазданов Р.Т. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тобольского муниципального района и ФИО15. заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, с составом семьи: дочь - ФИО16.

Как пояснил прокурор в судебном заседании в настоящее время у Шириазданова Р.Т. в собственности жилья не имеется.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированных прав на недвижимое имущество за Шириаздановым Русланом Тагировичем не имеется.

Согласно справкам, выданным администрацией Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, справке Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ закрепленного за Шириаздановым Р.Т. жилого помещения не значится, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

Справкой администрации <адрес> сельского поселения Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на территории <адрес> сельского поселения по договору социального найма жилье Шириазданову Р.Т. не предоставлялось и жилое помещение за ним не закреплялось.

Исследовав представленные материалы, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Шириазданов Р.Т. состоит на учете в жилищных органах администрации Тобольского муниципального района для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обязательство по предоставлению жилого помещения до настоящего времени не исполнено.

Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст. 8, 11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ, утвержденном законом соответствующего субъекта РФ.

В силу п. «и» ч.1 ст. 3 Закона Тюменской области от 12.10.2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» Правительство области осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса и обладает полномочиями по установлению и исполнению обязательств областного бюджета.

Согласно ст. 2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, постоянно проживающим в Тюменской области, относящимся к категориям, установленным в статье 7 настоящего Закона, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении категорий, установленных в части второй статьи 7, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Статьей 7 ч.2 п. «в» Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 указанного Закона норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления осуществляется принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что не освобождает Правительство Тюменской области от предусмотренной Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 обязанности обеспечить предоставление Шириазданову Р.Т. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области, площадью не менее 18 кв.м., а администрацию Тобольского муниципального района принять решение о его предоставлении, заключении договора социального найма.

Иных доказательств не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Шириазаднову Руслану Тагировичу благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Шириазданову Руслану Тагировичу обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории     Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Шириаздановым Русланом Тагировичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2011 года.

Судья                                                    Свистельникова Н.А.