№ 2-279/2011



№ 2-279\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тобольск                                                                           15 сентября 2011 года

                                                                                           

Тобольский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Свистельниковой Н.А.

                с участием прокурора Тобольского района Прохорова В.Н.

                при секретаре     Ламбиной И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тобольского района в интересах Иксановой Анжеллы Ильсуровны к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального районао возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,

установил:

Прокурор Тобольского района обратился в суд в интересах Иксановой Анжеллы Ильсуровны с требованиями о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Иксановой А.И. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, о возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Иксановой А.И. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Иксановой А.И. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Требования мотивирует тем, что Иксанова А.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО12. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО13 лишен родительских прав решением Тобольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Иксанова А.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 назначена опекуном над несовершеннолетней Иксановой А.И. В настоящее время Иксанова А.И. проживает по адресу <адрес> За Иксановой А.И. не закреплялось жилье, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось, в собственности у нее жилья не имеется.

В судебном заседании прокурор и истец Иксанова А.И. иск поддержали в полном объеме, Иксанова А.И. суду пояснила, что за ней не закреплялось жилье, она проживала постоянно на территории <адрес> у опекуна, в собственности у неё не имеется жилого помещения.

Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется телефонограмма, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ представитель выразил свое несогласие с иском в связи с тем, что удовлетворение требований повлечет нарушение прав других лиц, вставших на учет ранее Иксановой А.И.

Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Заслушав пояснения прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Как установлено в судебном заседании, Иксанова Анжелла Ильсуровна родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями истца значатся ФИО15 ФИО16 и ФИО17, что подтверждается копией свидетельства о рождении.

Копией свидетельства о смерти серии , подтверждается, что мать истца ФИО18 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Решением Тобольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 лишен родительских прав в отношении дочери Иксановой Анжеллы Ильсуровны, что подтверждается выпиской из решения.

Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО20 назначена опекуном ФИО2

Из представленной копии диплома усматривается, что Иксанова А.И. в ДД.ММ.ГГГГ году окончила <данные изъяты>

Согласно справке, выданной администрацией <адрес> сельского поселения Иксанова А.И. проживала с матерью ФИО22. по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ

Как усматривается из представленных копий свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки, в настоящее время Иксанова А.И. проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО23. на праве общей долевой собственности.

Распоряжением Главы администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список граждан, льготных категорий и список детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Из представленного приложения к указанному распоряжению усматривается, что Иксанова А.И. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ под № , с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, истец являлась лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков опровергнуто не было.

Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Из вышеизложенного следует, что Иксанова А.И., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на получение жилого помещения вне очереди.

Судом установлено, что Иксанова А.И. была принята на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения возраста 23 лет.

Как пояснил прокурор в судебном заседании в настоящее время у Иксановой А.И. в собственности жилья не имеется.

Из представленных писем администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что закрепленного за Иксановой А.И. жилого помещения не значится, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

Справкой администрации <адрес> сельского поселения подтверждается, что на территории <адрес> сельского поселения по договору социального найма жилье Иксановой А.И. не предоставлялось и жилое помещение за ней не закреплялось.

Как усматривается из выписки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированных прав на недвижимое имущество за Иксановой Анжелой Ильсуровной не имеется.

Исследовав представленные материалы, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Иксанова А.И. состоит на учете в жилищных органах администрации Тобольского муниципального района для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обязательство по предоставлению жилого помещения до настоящего времени не исполнено.

Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст. 8, 11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ, утвержденном законом соответствующего субъекта РФ.

В силу п. «и» ч.1 ст. 3 Закона Тюменской области от 12.10.2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» Правительство области осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса и обладает полномочиями по установлению и исполнению обязательств областного бюджета.

Согласно ст. 2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, постоянно проживающим в Тюменской области, относящимся к категориям, установленным в статье 7 настоящего Закона, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении категорий, установленных в части второй статьи 7, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Статьей 7 ч.2 п. «в» Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 указанного Закона норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления осуществляется принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, необходимым возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Иксановой А.И. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области площадью не менее 18 кв.м., на администрацию Тобольского муниципального района обязанность принять решение о его предоставлении и заключить договор социального найма.

Иных доказательств не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Иксановой Анжелле Ильсуровне благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Иксановой Анжелле Ильсуровне обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории     Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Иксановой Анжеллой Ильсуровной договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2011 года.

Судья                                                     Свистельникова Н.А.