Гр. дело№ 2-278\2011г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тобольск 26 сентября 2011 года
Тобольский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего
Федерального судьи Варнашовой Г.Е.
С участием прокурора Прохорова В.Н.
При секретаре Богдановой С.С.
с участием истца Петровского Р.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-278/2011 г. по иску прокурора Тобольского района в интересах Петровского Руслана Каюмовича к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального районао возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тобольского района обратился в суд в интересах Петровского Р.К. с требованиями о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Петровскому Р.К. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Петровскому Р.К. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Петровским Р.К. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Требования мотивирует тем, что Петровский Р.К., родившийся ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать ФИО10 решением Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Петровский Р.К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ На основании распоряжения главы администрации Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Петровским Р.К. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО11 В ДД.ММ.ГГГГ году Петровский Р.К. окончил обучение в МОУ «<адрес>». В ДД.ММ.ГГГГ году Петровский Р.К. окончил обучение в <адрес>» по специальности <данные изъяты> <данные изъяты> разряда. В соответствии с распоряжением главы администрации Тобольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списка детей сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях» Петровский Р.К. включен в список детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоит на учете под номером №.
До настоящего времени Петровский Р.К. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, решение о снятии его с этого учета органом местного самоуправления не принималось, жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес> не предоставлялось. В настоящее время Петровский проживает в съемном жилье по адресу <адрес>, зарегистрирован в <адрес> Данное жилье Петровскому Р.К. на праве собственности не принадлежит.
В судебном заседании прокурор и истец Петровский Р.К. иск поддержали в полном объеме. Петровский Р.К. суду пояснил, что за ним не закреплялось жилье, проживал постоянно на территории Тобольского района в <адрес>, в собственности у него не имеется жилого помещения в <адрес>.
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ представитель просит в иске отказать, т.к. истцом не представлены документы об отсутствии у Петровского Р.К. жилья.
Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется уведомление, в письменном отзыве представитель указал, что считает возможной реализацию ответчиком полномочий по предоставлению жилья в случае выделения для этого целевых денежных средств Правительством Тюменской области.
Заслушав прокурора, объяснения Петровского Р.К., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительскихправах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании Петровский Руслан Каюмович родился ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус ребенка сироты.
Решением Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что мать Петровского Р.К. лишена родительских прав, отца у Петровского Р.К. нет.
Согласно распоряжения главы администрации ОМО Тобольский район от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях» и приложения к нему Петровский Р.К. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях под №.
Сообщением Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из похозяйственной книги, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ года, уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что жилых помещений на имя Петровскрого Р.К. в <адрес> не зарегистрировано.
Таким образом, Петровский Р.К. является сиротой, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков опровергнуто не было.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди, и Петровский Р.К. относится к такой категории граждан.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Свидетельством об окончании <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года и свидетельством об уровне квалификации от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Петровский Р.К. окончил МОУ <адрес> и ГАОУ <адрес>».
Судом установлено, что Петровский Р.К. был принят на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как сирота ДД.ММ.ГГГГ; до достижения возраста 23 лет, жилое помещение за ним не закреплялось, по договору социального найма жилье Петровскому Р.К. не предоставлялось.
То, что Петровский Р.К. собственного жилья не имеет, и жильё ему не предоставлялось подтверждается справкой Администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исследовав представленные материалы, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Петровский Р.К. состоит на учете в жилищных органах администрации Тобольского муниципального района для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обязательство по предоставлению жилого помещения до настоящего времени не исполнено.
Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.ст. 8, 11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ, утвержденном законом соответствующего субъекта РФ.
В силу п. «и» ч.1 ст. 3 Закона Тюменской области от 12.10.2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» Правительство области осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса и обладает полномочиями по установлению и исполнению обязательств областного бюджета.
Согласно ст. 2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, постоянно проживающим в Тюменской области, относящимся к категориям, установленным в статье 7 настоящего Закона, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении категорий, установленных в части второй статьи 7, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Статьей 7 ч.2 п. «в» Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 указанного Закона норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления осуществляется принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Исходя из перечисленных требований закона Прокурор Тобольского района, Петровский Р.К. обоснованно требуют предоставление ему жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что имеются убедительные основания для возложения на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Петровскому Р.К. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма, а на администрацию Тобольского муниципального района обязанности на принятие решения о его предоставлении.
Иных доказательств не представлено. Доводы истца и прокурора ответчиками не опровергнуты.
В силу изложенного, в соответствии со ст. 52,57 ЖК РФ, ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189 « О введении в действие ЖК РФ», ст. 8.11 Бюджетного Кодекса РФ,ст.1,2,7 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ст. 1,5,8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Петровскому Руслану Каюмовичу благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Петровскому Руслану Каюмовичу обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Петровским Русланом Каюмовичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 сентября 2011 года.
Председательствующий