Гр дело№ 2-277\2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Тобольск 27 сентября 2011 года Тобольский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего Федерального судьи Варнашовой Г.Е. С участием прокурора Прохорова В.Н. При секретаре Богдановой С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-277/11 года по иску прокурора Тобольского района в интересах Нартымова Владимира Александровича к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального районао возложении обязанности по предоставлению жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Тобольского района обратился в суд в интересах Нартымова В.А. с требованиями о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Нартымову В.А. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Нартымову В.А. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Нартымовым В.А. договор социального найма на предоставленное жилое помещение. Требования мотивирует тем, что Нартымов В.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители решением Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Нартымов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ под номером № На основании решения исполнительного комитета Тобольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Нартымов В.А. помещен в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Нартымов В.А. обучался сначала в <адрес>, затем в <адрес>. В соответствии с распоряжением главы администрации Тобольского района № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списка детей сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях» Нартымов В.А. включен в список детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоит на учете под номером № с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Нартымов В.А. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, решение о снятии его с этого учета органом местного самоуправления не принималось, жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес> не предоставлялось. В настоящее время Нартымов В.А. проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение Нартымову В.А. на праве собственности не принадлежит. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просить возложить на ответчиков обязанность предоставить Нартымову В.А. благоустроенное жилое помещение на территории Тобольского района по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м. Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется уведомление, от представителя ответчика-Правительства Тюименской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ, представитель выразил свое несогласие с иском в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности у Нартымова В.А. в настоящее время жилых помещений. Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется уведомление. В отзыве на исковое заявление представитель указал, что считает возможной реализацию ответчиком полномочий по предоставлению жилья в случае выделения целевых денежных средств для этого Правительством Тюменской области. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей вустановленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Как установлено в судебном заседании, Нартымов В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус ребенка сироты. Решением Тобольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что родители Нартымова В.А. лишены родительских прав. Согласно распоряжения главы администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях» и приложения к нему Нартымов В.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях под №. Справкой администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что жилое помещение Нартымову В.А. по договору социального найма не предоставлялось. Жилое помещение за ним не закреплялось. Согласно справки Администрации <адрес> сельского поселения на территории <адрес> сельского поселения за Нартымовым В.А. жилое помещение не закреплялось, по договору социального найма не предоставлялось. Сообщением БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлениями Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Нартымов В.А. жилых помещений в собственности не имеет, сведения о правообладателях <адрес> отсутствуют. Таким образом установлено, что Нартымов В.А. являлся сиротой, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков опровергнуто не было. Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди. При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Из представленный справки Администрации <адрес> сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за Нартымовым В.А. жилое помещение не закреплялось, по договору соцнайма жилое помещение не предоставлялось. Судом установлено, что Нартымов В.А. был принят на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как сирота ДД.ММ.ГГГГ, до достижения возраста 23 лет, жилое помещение за ним не закреплялось, по договору социального найма жилье ему не предоставлялось. Нартымов В.А. собственного жилья не имеет, оно ему не предоставлялось. Согласно справке администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма жилое помещение Нартымову В.А. не предоставлялось. Исследовав представленные материалы, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Нартымов В.А. состоит на учете в жилищных органах администрации Тобольского муниципального района для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обязательство по предоставлению жилого помещения до настоящего времени не исполнено. Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.ст. 8, 11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ, утвержденном законом соответствующего субъекта РФ. В силу п. «и» ч.1 ст. 3 Закона Тюменской области от 12.10.2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» Правительство области осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса и обладает полномочиями по установлению и исполнению обязательств областного бюджета. Согласно ст. 2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, постоянно проживающим в Тюменской области, относящимся к категориям, установленным в статье 7 настоящего Закона, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении категорий, установленных в части второй статьи 7, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области. Статьей 7 ч.2 п. «в» Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 указанного Закона норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления осуществляется принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению. Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что имеются убедительные основания для возложения на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Нартымову В.А.. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма, а на администрацию Тобольского муниципального района обязанности на принятие решения о его предоставлении. Иных доказательств не представлено, доводы прокурора ответчиками не опровергнуты. В силу изложенного, в соответствии со ст. 52,57 ЖК РФ, ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189 « О введении в действие ЖК РФ», ст. 8.11 Бюджетного Кодекса РФ,ст.1,2,7 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ст. 1,5,8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Нартымову Владимиру Александровичу благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области. Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Нартымову Владимиру Александровичу обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Нартымовым Владимиром Александровичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 3 октября 2011 года Председательствующий