№ 2-424-2011



№ 2-423\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тобольск 13 декабря 2011 года

Тобольский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Свистельниковой Н.А.

с участием помощника прокурора Тобольского района Хайдаровой Э.М.

при секретаре Золотухиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тобольского района в интересах Латыповой Зульфии Равилевны к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального района о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,

установил:

Прокурор Тобольского района обратился в суд в интересах Латыповой Зульфии Равилевны с требованиями о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление Латыповой З.Р. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, о возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Латыповой З.Р. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Латыповой З.Р. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Требования мотивирует тем, что Латыпова З.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО9 решением Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, запись об отце в свидетельстве о рождении сделана по указанию работника детского отделения Тобольского роддома. Латыпова З.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ Решением председателя районного Совета народных депутатов Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ Латыпова Зульфия Равилевна определена в Тобольский дом ребенка на полное государственное обеспечение.

В судебном заседании прокурор и истец Латыпова З.Р. уточнив требования, просят обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Латыповой З.Р. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области. Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Латыповой З.Р. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Латыповой З.Р. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется уведомление, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве представитель просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, имеется уведомление, в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель указал, что считает возможной реализацию ответчиком полномочий по предоставлению жилья в случае выделения целевых денежных средств для этого Правительством Тюменской области.

Заслушав пояснения прокурора, Латыповой З.Р., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Как установлено в судебном заседании, Латыпова Зульфия Равилевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями истца значатся ФИО10, что подтверждается копией свидетельства о рождении, сведения об отце записаны по указанию работника детского отделения Тобольского роддома.

Решением Президиума районного совета народных депутатов Тобольского района от ДД.ММ.ГГГГ Латыпова Зульфия Равилевна определена в Тобольский дом ребенка на полное государственное обеспечение.

Распоряжением главы администрации Тобольского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Латыпова Зульфия Равилевна для дальнейшего воспитания и содержания на полном государственном обеспечении помещена в интернатное учреждение.

Копией решения Тюменского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО11 лишена родительских прав в отношении дочери Латыповой Зульфии Равилевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Главы администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из представленного приложения к указанному распоряжению усматривается, что Латыпова З.Р. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на ДД.ММ.ГГГГ под , с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родитеелй, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков опровергнуто не было.

Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Из представленной копии свидетельства усматривается, что Латыпова З.Р. в ДД.ММ.ГГГГ году окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные изъяты>», присвоена квалификация <данные изъяты> разряда.

Из вышеизложенного следует, что Латыпова З.Р., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на получение жилого помещения вне очереди.

Судом установлено, что Латыпова З.Р. была принята на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ, до достижения возраста 23 лет.

Согласно копии договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Латыпова З.Р. арендует у ФИО12 квартиру по адресу: <адрес>.

Как пояснили прокурор, истец в судебном заседании в настоящее время у Латыповой З.Р. в собственности жилья не имеется.

Как усматривается из выписки из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированных прав на недвижимое имущество за Латыповой Зульфией Равилевной не имеется.

Согласно письму администрации Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. по договору социального найма жилье Латыповой З.Р. не предоставлялось, жилое помещение за ней не закреплялось.

Исследовав представленные материалы, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени Латыпова З.Р. состоит на учете в жилищных органах администрации Тобольского муниципального района для получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма, обязательство по предоставлению жилого помещения до настоящего времени не исполнено.

Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст. 8, 11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ, утвержденном законом соответствующего субъекта РФ.

В силу п. «и» ч.1 ст. 3 Закона Тюменской области от 12.10.2001 г. № 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» Правительство области осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса и обладает полномочиями по установлению и исполнению обязательств областного бюджета.

Согласно ст. 2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, постоянно проживающим в Тюменской области, относящимся к категориям, установленным в статье 7 настоящего Закона, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении категорий, установленных в части второй статьи 7, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Статьей 7 ч.2 п. «в» Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предусмотрено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 указанного Закона норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ органом местного самоуправления осуществляется принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

Возражения представителя Правительства Тюменской области суд во внимание не принимает, поскольку обеспечение Латыповой З.Р. вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от порядкового номера в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Тобольского района в интересах Латыповой З.Р. к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального района о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения.

Иных доказательств не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Латыповой Зульфие Равилевне благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Латыповой Зульфие Равилевне обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Латыповой Зульфией Равилевной договор социального найма на предоставленное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд в течение 10 дней.

Судья Свистельникова Н.А.