Решение по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора о признании незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения , выразившееся в не устранении нарушений законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного



К делу № 2-110/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего МАМЕДОВОЙ Л.А.

при секретаре ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И.

с участием прокурора Тихорецкой

межрайонной прокуратуры ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.

представителя администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя Тихорецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в не устранении нарушений законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в не устранении нарушений законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия, а также обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района устранить выявленные нарушения законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия, а именно: обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации прав собственности на 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения ( номер по государственному списку памятников - 3658) и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения (номер по государственному списку памятников - 3681); обратиться в Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) <адрес>, для оформления и согласования охранного обязательства на вышеуказанный объект; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации охранных обязательств на объект историко-культурного значения.

В судебном заседании ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об охране, использования и сохранении объектов культурного наследия. В результате проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере. Проверкой установлено, что на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района расположены 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения ( номер по государственному списку памятников - 3658) и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения (номер по государственному списку памятников - 3681), утвержденные <адрес> от 17.08.2000 №313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края». Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии с п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения. Согласно п.13 ч.1 ст. 14, п.7 ч.1 ст. 14.1, п.5 ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов историко-культурного наследия (памятники истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов историко-культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенных на территории поселения. Органы местного самоуправления поселения, а также органы местного самоуправления муниципального района имеют право на оказание содействия национально- культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения и муниципального района. Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), внесены в реестр собственности Братского сельского поселения. В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения ( номер по государственному списку памятников - 3658) и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения (номер по государственному списку памятников - 3681), расположенные на территории Братского сельского поселения, не зарегистрировано. Охранные обязательства на объекты историко-культурного значения регионального значения оформляются краевым органом охраны объектов культурного наследия и регистрируются в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Объекты историко-культурного значения используются с обязательным оформлением их в собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов. Охранные обязательство пользователя объектом историко-культурного значения должно включать в себя требование к содержанию объекта историко-культурного значения, с условиями доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования. В соответствии со ст.21 Федерального закона РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.18 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 №558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» на объект культурного наследия собственнику данного объекта, краевым органом охраны объекта культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Администрация Братского сельского поселения в Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края для оформления паспорта и охранного обязательства на указанный памятник истории и культуры не обращалось. Меры для реализации возложенных на них полномочий не принимали. Таким образом, администрация Братского сельского поселения не принимает мер по охране, использованию и популяризации данного объекта историко-культурного значения (памятник истории и культуры), расположенного на территории сельского поселения, не реализует право на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации, не оформляет паспорта и охранные обязательства в отношении данных объектов культурного наследия, не принимают меры по государственной регистрации права собственности на указанный объект в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Представитель администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - ФИО4 в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.

Представитель Тихорецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО5 не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о дне и месте рассмотрения дела извещен, возражений против заявления не представил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Тхорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об охране, использования и сохранении объектов культурного наследия, в результате которой выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере.

Проверкой установлено, что на территории Братского сельского поселения Тихорецкого района расположены 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения ( номер по государственному списку памятников - 3658) и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения (номер по государственному списку памятников - 3681), утвержденные Законом Краснодарского края от 17.08.2000 №313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края».

Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Согласно п.13 ч.1 ст. 14, п.7 ч.1 ст. 14.1, п.5 ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов историко-культурного наследия (памятники истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов историко-культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенных на территории поселения. Органы местного самоуправления поселения, а также органы местного самоуправления муниципального района имеют право на оказание содействия национально- культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения и муниципального района.

Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), внесены в реестр собственности Братского сельского поселения.

В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения ( номер по государственному списку памятников - 3658) и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения (номер по государственному списку памятников - 3681), расположенные на территории Братского сельского поселения, не зарегистрировано. Охранные обязательства на объекты историко-культурного значения регионального значения оформляются краевым органом охраны объектов культурного наследия и регистрируются в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Объекты историко-культурного значения используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов. Охранные обязательство пользователя объектом историко-культурного значения должно включать в себя требование к содержанию объекта историко-культурного значения, с условиями доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.

В соответствии со ст.21 Федерального закона РФ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.18 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 №558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» на объект культурного наследия собственнику данного объекта, краевым органом охраны объекта культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Администрация Братского сельского поселения в Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края для оформления паспорта и охранного обязательства на указанный памятник истории и культуры не обращалось. Меры для реализации возложенных на них полномочий не принимали.

Таким образом, администрация Братского сельского поселения не принимает мер по охране, использованию и популяризации данного объекта историко-культурного значения (памятник истории и культуры), расположенного на территории сельского поселения, не реализует право на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации, не оформляет паспорта и охранные обязательства в отношении данных объектов культурного наследия, не принимают меры по государственной регистрации права собственности на указанный объект в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Братского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в не устранении нарушений законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия.

Обязать администрацию Братского сельского поселения Тихорецкого района устранить выявленные нарушения законодательства об охране, использовании и сохранении объектов культурного наследия, а именно:

- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации прав собственности на 2 объекта культурного наследия - «Могила советского воина, погибшим в бою с фашистскими захватчиками, 1943» (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения ( номер по государственному списку памятников - 3658) и памятник В.И.Ленину (<адрес>, парк), включенный в реестр объектов исторического и культурного наследия регионального значения (номер по государственному списку памятников - 3681);

- обратиться в Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, для оформления и согласования охранного обязательства на вышеуказанный объект;

- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации охранных обязательств на объект историко-культурного значения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -