К делу № 2-290/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 года город Тихорецк
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего МАМЕДОВОЙ Л.А.
при секретаре ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И.
с участием прокурора Тихорецкой
межрайонной прокуратуры ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.
представителя администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - ГАЙДАЯ С.Б. действующего на основании постоянной доверенности №2 от 04.11.2010 года
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным Законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,
У С Т А Н О В И Л :
Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать незаконными бездействия администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, выразившиеся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным Законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Прокурор просит обязать администрацию Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края обеспечить выполнение требований, установленных Федеральным Законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», путем создания и принятия долгосрочной муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, а также принятия нормативно-правового акта о порядке создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Фастовецком сельском поселении Тихорецкого района.
В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление и пояснил, что Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят 24 июля 2007 года, однако, Администрацией Фастовецкого сельского поселения за этот период не принято ни одного нормативного акта регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства. Отсутствие указанных актов свидетельствует о непринятии мер Администрацией Фастовецкого сельского поселения по реализации каких-либо видов и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсутствие долгосрочной муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правового акта о порядке создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Фастовецком сельском поселении Тихорецкого района ведет к существенному нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности и создает препятствия в осуществлении поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, защите их прав и законных интересов, создании благоприятного климата предпринимательской деятельности. Невыполнение Администрацией Фастовецкого сельского поселения норм Закона затрагивает интересы всех субъектов малого и среднего предпринимательства, состав которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены. Это нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц. В результате исполнения требований Закона будут приняты меры по оказанию информационной поддержки субъектов предпринимательства, меры в области подготовки и переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства, в области ремесленной деятельности, сельскохозяйственной деятельности.
Представитель Администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края не согласен с заявлением прокурора и просит его не удовлетворять по следующим основаниям.
В судебном заседании представитель подтвердил отсутствие в Администрации вообще каких-либо нормативно-правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства. Он пояснил, что у них нет необходимости в принятии долгосрочной муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства, а также в принятии нормативно-правового акта о порядке создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Фастовецком сельском поселении Тихорецкого района. Как он пояснил в судебном заседании, Администрация может принять программу, но она будет существовать только на бумаге, чтобы отчитаться перед прокуратурой. Программа эта будет не эффективной, так как под эту программу у них нет и в ближайшее время не будет денежных средств. По мнению представителя Администрации Фастовецкого сельского поселения заявление прокурора следует отклонить еще и потому, что Администрация Фастовецкого сельского поселения не обязана принимать указанную программу и нормативно-правовой акт о порядке создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Федеральный Закон № 209 от 27 июля 2007 года носит рекомендательный характер. Кроме того, представитель считает, что заявление прокурора не может быть удовлетворено, т.к. прокурор незаконно вмешивается в деятельность органа местного самоуправления. Именно орган местного самоуправления, а не прокурор, праве решать какие нормативно-правовые акты принимать ему, а какие - нет, какие вопросы рассматривать, какие решения по ним принимать, т.е. орган местного самоуправления самостоятельный орган и не действует «по указке» прокурора.
Выслушав стороны, исследовав материалы, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Часть 2 статьи 6 Федерального Закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.28 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения поселения. Из этого следует, что Фастовецкое сельское поселение в лице его Администрации должны заниматься развитием малого и среднего предпринимательства.
Как следует из ст.2 Федерального Закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К таким нормативным правовым актам можно отнести долгосрочную муниципальную целевую программу развития малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовой акт о порядке создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Фастовецком сельском поселении Тихорецкого района, учитывая, что в данном органе местного самоуправления никогда не принимались нормативные правовые акты, регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства, хотя с момента принятия Закона о развитии малого и среднего предпринимательства прошел достаточно длительный период времени.
Реализация норм действующего законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства действительно представляет особую актуальность в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, т.к. направлена на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, защиту их прав и законных интересов, на создание благоприятного климата предпринимательской деятельности.
Из материалов дела, возражений представителя главы Администрации Фастовецкого сельского поселения, пояснившего, что Администрация не занималась указанными вопросами и не намерена ими заниматься в будущем, установлено бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в невыполнении норм Федерального Закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которое ведет к существенному нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности и создает препятствия в осуществлении поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, защите их прав и законных интересов, создании благоприятного климата предпринимательской деятельности.
Суд не может принять во внимание возражение представителя Администрации Фастовецкого сельского поселения о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с подобным заявлением, поскольку согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Невыполнение Администрацией Фастовецкого сельского поселения норм Закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» затрагивает права всех субъектов малого и среднего предпринимательства, состав которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи права нарушены, т.е. нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнение законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Обращение прокурора с указанным заявлением суд не рассматривает, как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления как это предлагает сделать представитель главы Администрации Фастовецкого сельского поселения. Во-первых, согласно статьи 77 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Во-вторых, в соответствии со ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Что имеет место быть по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Обязать администрацию Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края обеспечить выполнение требований Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» путем создания и принятия долгосрочной муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также принятия нормативно-правового акта о порядке создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Фастовецком сельском поселении Тихорецкого района.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -