К делу № 2-379/2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2011 года город Тихорецк Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего МАМЕДОВОЙ Л.А. при секретаре ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И. с участием прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю. представителя администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - главы ПИСАНОВА С.Ю. представителя администрации муниципального образования Тихорецкий район -ГЕНРИХ Э.Р., действующего на основании доверенности №3975 от 08.06.2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными действия администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в непринятии достаточных и своевременных мер по утверждению генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и принятии правил землепользованиями застройки Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, У С Т А Н О В И Л : Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконными действия администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в непринятии достаточных и своевременных мер по утверждению генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и принятии правил землепользованиями застройки Хоперского сельского поселения Тихорецкого района. Просит обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район и администрацию Хоперского сельского поселения Тихорецкого района принять меры по утверждению проекта генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и внести его на утверждение в Совет Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и принять правила землепользования и застройки Хоперского сельского поселения Тихорецкого района. В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора - Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства в деятельности администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района. В результате проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере. Согласно ч.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. В силу требований ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений. Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Согласно ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Частью 2 ст.24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии с ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешительного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В результате проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией Хоперского сельского поселения генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения отсутствуют. Бездействием по утверждению генерального плана администрацией Хоперского сельского поселения и правил землепользования и застройки Хоперского сельского поселения нарушаются нормы действующего законодательства, затрагиваются интересы владельцев земельных участков, расположенных в границах сельского поселения. Согласно информации администрации Хоперского сельского поселения утверждение генерального плана администрацией Хоперского сельского поселения находится в стадии разработки, однако, оплата мероприятий, направленных на разработку и утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения по состоянию на 16.05.2011 года не производилась. В соответствии со ст.ст.3,4.1 Федерального закона от 29. 12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» часть 4 статьи 9, часть 6 статьи 45, часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ вводятся в действие с 1 января 2012 года, а именно не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства. Реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Отсутствие генерального плана Хоперского сельского поселения делает невозможным принятие правил землепользования и застройки, что в свою очередь препятствует достижению целей устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Непринятие администрацией Хоперского сельского поселения достаточных и своевременных мер по утверждению генерального плана Хоперского сельского поселения и принятии правил землепользования и застройки Хоперского сельского поселения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Представитель администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - Писанов С.Ю. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что по состоянию на 20.05.2011 года в бюджете Хоперского сельского поселения Тихорецкого района предусмотрены денежные средства в сумме 1 100 000 рублей на финансирование работ по подготовке проекта генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района на 2011 год из средств бюджета поселения, из средств краевого бюджета - 1 100 000 рублей, а также на финансирование работ за подготовку проекта правил землепользования и застройки 102770,54 рублей из местного бюджета. Собственные доходы бюджета поселения Тихорецкого района составляют 3 152 тыс. рублей. Соответственно администрацией поселения не имеет возможности оплатить всю сумму полностью, но до конца 2011 года вся сумма будет погашена в полном объеме. 20.05.2011 года было оплачено 500 тыс. рублей по платежному поручению №426 согласно соглашения №106 от 22.04.2011 года о передаче полномочий по разработке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Хоперского сельского поселения Тихорецкого района. Представитель администрации муниципального образования Тихорецкий район Генрих Э.Р. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что в 2010 году начата подготовка проекта генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района. В феврале 2010 года разработчиком ООО «ИТП «Град» г.Омск выполнен предварительный этап подготовки градостроительной документации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района на общую сумму 1 100 000 рублей. Финансирование выполненных работ в 2010 году не производилось. В связи со сложившейся задолженностью работы по разработке градостроительной документации разработчиком приостановлены до возобновления финансирования. Задолженность Хоперского сельского поселения определена в размере 2 200 000 рублей ( в том числе из краевого бюджета - 1 100 000 рублей, из местного - 1 100 000 рублей). Администрацией Хоперского сельского поселения на разработку градостроительной документации 20.05.2011 года перечислено 500 000 рублей. Всего бюджетом поселения в 2011 году на разработку проекта генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района предусмотрено 1 202 770,54 рублей. До 01.01.2012 года мероприятия по разработке и утверждению проекта генерального плана и правил землепользования и застройки будут завершены. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению. Согласно ч.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. В силу требований ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений. Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Согласно ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Частью 2 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешительного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой в области соблюдения градостроительного законодательства, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в администрации Хоперского сельского поселения генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения отсутствуют. Бездействием по утверждению генерального плана администрацией Хоперского сельского поселения и правил землепользования и застройки Хоперского сельского поселения нарушаются нормы действующего законодательства, затрагиваются интересы владельцев земельных участков, расположенных в границах сельского поселения. Согласно информации администрации Хоперского сельского поселения утверждение генерального плана администрацией Хоперского сельского поселения находится в стадии разработки, однако, оплата мероприятий, направленных на разработку и утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения по состоянию на 16.05.2011 года не производилась. В соответствии со ст.ст.3,4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» часть 4 статьи 9, часть 6 статьи 45, часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ вводятся в действие с 1 января 2012 года, а именно не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства. Реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Отсутствие генерального плана Хоперского сельского поселения делает невозможным принятие правил землепользования и застройки, что в свою очередь препятствует достижению целей устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Непринятие администрацией Хоперского сельского поселения достаточных и своевременных мер по утверждению генерального плана Хоперского сельского поселения и принятии правил землепользования и застройки Хоперского сельского поселения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить. Признать незаконными действия администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в непринятии достаточных и своевременных мер по утверждению генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и принятии правил землепользованиями застройки Хоперского сельского поселения Тихорецкого района. Обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район и администрацию Хоперского сельского поселения Тихорецкого района принять меры по утверждению проекта генерального плана Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и внести его на утверждение в Совет Хоперского сельского поселения Тихорецкого района и принять правила землепользования и застройки Хоперского сельского поселения Тихорецкого района в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -