К делу № 2-454/2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года город Тихорецк Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего МАМЕДОВОЙ Л.А. при секретаре ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И. с участием старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокуратура ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю. представителя ответчика - администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - главы сельского поселения ЖИДКОВА А.Н. представителя Тихорецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ЛЕЛИКОВОЙ О.Ю., действующей на основании доверенности №108 от 17.01.2011г. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района, У С Т А Н О В И Л : Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, уточнив в судебном заседании исковые требования, просит признать действия администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, недостаточно полными по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и государственной регистрации прав на данные объекты недвижимости, расположенные на территории Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, и обязать администрацию Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений. В судебном заседании ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об экологической и промышленной безопасности, в результате которой в деятельности администрации Новорождественского сельского поселения выявлены нарушения законодательства в указанной сфере. В соответствии со ст.9 ФЗ от 21 июля 1997г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Законом Краснодарского края от 13.11.2006 года №1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 12 дамб были внесены в реестр собственности Новорождественского сельского поселения. В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Новорождественского сельского поселения не зарегистрировано. Согласно ст.8 Федерального закона от 21 июля 1997г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией Алексеевского сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны. Согласно п.п.8 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрация Новорождественского сельского поселения не принимает меры по соблюдению требований федерального законодательства, направленных на обеспечение безопасности функционирования гидротехнических сооружений и своевременному принятию мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Представитель администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - Жидков А.Н. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что на территории Новорождественского сельского поселения расположено 12 ГТС, для регистрации права собственности изготовлена техническая документация на дамбу №88, техническая документация на дамбы №102А и №102 Б находятся в Управлении архитектуры и градостроительства Тихорецкого района на стадии оформления. Также была проведена подсыпка покрытий ГТС, ежегодно проводится обследование ГТС с составлением актов. Для ликвидации аварий гидротехнических сооружений на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в бюджет сельского поселения заложены материальные средства. В поселении созданы постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: стационарный пункт временного размещения, приемный эвакуационный пункт, эвакуационная комиссия. Представитель Тихорецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Леликова О.Ю. в судебном заседании требования поддержала и просила их удовлетворить. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники: сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Установлено, что Законом Краснодарского края от 13.11.2006 года №1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 12 дамб были внесены в реестр собственности Новорождественского сельского поселения. В соответствии с ч.1 ст.131 ГПК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Новорождественского сельского поселения не зарегистрировано. Согласно ст.8 Федерального закона №117 "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружений. В соответствии со ст.9 Федерального закона №117 "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. Установлено нарушение норм действующего законодательства администрацией Новорождественского сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно п.п.8 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрацией Новорождественского сельского поселения не принято в полном объеме мер по соблюдению требований федерального законодательства, направленных на обеспечение безопасности функционирования гидротехнических сооружений и своевременному принятию мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить. Признать действия администрации Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, недостаточно полными по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и государственной регистрации прав на данные объекты недвижимости, расположенные на территории Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края. Обязать администрацию Новорождественского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -