Решение по иску Тихорецкого межрайонного прокурора к администрации Алексеевского сельского поселения о принании бездействия незаконным



                                                                                                   К делу № 2-453/2011г.

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 года                                                                       город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                                      МАМЕДОВОЙ Л.А.

при секретаре                                                                        ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И.

с участием старшего помощника Тихорецкого

межрайонного прокуратура                                                ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.

представителя ответчика - администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - ШЕВЧУК Н.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя Тихорецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ЛЕЛИКОВОЙ О.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района,

                                                   У С Т А Н О В И Л :

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, выразившееся в невыполнении обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, и обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений.

В судебном заседании ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, в результате которой в деятельности администрации Алексеевского сельского поселения выявлены нарушения законодательства в указанной сфере. В соответствии со ст.9 ФЗ от 21 июля 1997г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Законом Краснодарского края от 13.11.2006 года №1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 11 дамб были внесены в реестр собственности Алексеевского сельского поселения. В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Алексеевского сельского поселения не зарегистрировано. Согласно ст.8 Федерального закона от 21 июля 1997г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией Алексеевского сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны. Согласно п.п.8 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрация Алексеевского сельского поселения не принимает меры по соблюдению требований федерального законодательства, направленных на обеспечение безопасности функционирования гидротехнических сооружений и своевременному принятию мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Представитель администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края - Шевчук Н.И. в судебном заседании требования признала частично и пояснила, что действительно у них отсутствует техническая документация на гидротехнические сооружения, а также на них не зарегистрировано право собственности, но в настоящее время на эти действия отсутствуют денежные средства.

Представитель Тихорецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Леликова О.Ю. в судебном заседании требования поддержала и просила их удовлетворить.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники: сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Установлено, что в 2006 году в соответствии с актом приема-передачи администрацией МО Тихорецкий район Алексеевскому сельскому поселению передано в муниципальную собственность 11 дамб.

В соответствии с ч.1 ст.131 ГПК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Алексеевского сельского поселения не зарегистрировано.

Согласно ст.8 Федерального закона №117 "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.9 Федерального закона №117 "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

Установлено нарушение норм действующего законодательства администрацией Алексеевского сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-Фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п.п.8 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрация Алексеевского сельского поселения не принимает меры по соблюдению требований федерального законодательства, направленных на обеспечение безопасности функционирования гидротехнических сооружений и своевременному принятию мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, незаконным.

Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -