Решение по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора о признании незаконными бездействия Администрации Крутого сельского поселения Тихорецкого района



К делу № 2- 451/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года                                                                      г. Тихорецк

Судья Тихорецкого районного суда

Краснодарского края                                        Горчаков О.Ю.,

при секретаре                                                     Ивановой Л.А.,

с участием заявителя старшего помощника

Тихорецкой межрайонной прокуратуры          Веселовой Ж.Ю.

представителя заинтересованного лица - Администрации

Крутого сельского поселения

Тихорецкого района                                           Посьмашного П.Н.,

представителя заинтересованного лица - Управления

Федеральной службы государственной

регистрации кадастра и картографии

по Краснодарскому краю                                  Леликовой О.Ю.,

действующей на основании доверенности № 108 от 17.01.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Крутого сельского поселения Тихорецкого района,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц просит признать бездействие Администрации Крутого сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Крутого сельского поселения Тихорецкого района, незаконным, а также обязать Администрацию Крутого сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о безопасности гидротехнических сооружений.

В судебном заседании помощник прокурора Веселова Ж.Ю. заявленные требования поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами власти, местного самоуправления законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов. В результате проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере. В соответствии со ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Статьей 3 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно ст. 43 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 7 дамб были внесены в реестр собственности Крутого сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Особенностью государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней является ее заявительный порядок. Только по заявлению правообладателя начинаются соответствующие регистрационные действия. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Крутого сельского поселения не зарегистрировано. Согласно ст. 8 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.2007 года «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. В нарушение указанных требований законодательства администрацией Крутого сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года №131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Кроме того, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пп.8 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Администрация Крутого сельского поселения не принимает меры по соблюдению требований федерального законодательства, направленных на обеспечение безопасного функционирования гидротехнических сооружений и своевременному принятию мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Представитель заинтересованного лица Глава Администрации Крутого сельского поселения Тихорецкого района Посьмашный П.Н.в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме и пояснил, что Администрацией Крутого сельского поселения Тихорецкого района проводятся работы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, однако из-за отсутствия финансирования не представляется возможным зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Леликова О.Ю. в судебном заседании в удовлетворении заявления Тихорецкого межрайонного прокурора не возражала.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно ст. 43 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Согласно ст. 8 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.2007 года «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В судебном заседании установлено, что в результате проверки соблюдения законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности Администрации Крутого сельского поселения выявлены грубые нарушения в указанной сфере.

Вышеуказанное подтверждается информационным письмом Генеральной прокуратуры № 7/4-264пр-2010 от 11.12.2010 года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; информационным письмом «О мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений»; информационным письмом «О состоянии законности в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений»; информационным письмом Тихорецкой межрайонной прокуратуры № 6/31740 от 08.04.2011 года

Таким образом, на основании изложенного суд считает необходимым обязать Администрацию Крутого сельского поселения Тихорецкого района устранить допущенные нарушения, а именно принять меры по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений.

Кроме того, представитель ответчика иск признал, а суд в соответствии со ст. 173 ГПК РФ принял признание ответчиком исковых требований, так как оно не противоречит закону и не нарушает чьих-либо законных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Администрации Крутого сельского поселения Тихорецкого района удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Крутого сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Крутого сельского поселения Тихорецкого района, незаконным.

Обязать Администрацию Крутого сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                     Горчаков О.Ю.