К делу № 2-465/11г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23.06.2011 г. г. Тихорецк Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего ЕРБУЛАТОВОЙ С.Р. при секретаре ДЕМЕНКО О.Н., с участием ст.помощника Тихорецкого межрайпрокурора ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю., представителя заинтересованного лица- администрации Хоперского сельского поселения Писанова С.Ю., представителя заинтересованного лица- Тихорецкого отдела Росреестра по КК Леликовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Хоперского сельского поселения, У С Т А Н О В И Л : Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать бездействие администрации Хоперского сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, и обязать администрацию Хоперского сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений. В судебном заседании ст.помощник прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала заявление и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения органами власти, местного самоуправления законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов. В результате проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства в указанной сфере. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Указанные законом к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушении берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят, 13 дамб были внесены в реестр собственности Хоперского сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. В нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Хоперского сельского поселения не зарегистрировано. Согласно ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.2007 года «Обезопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией Хоперского сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны, не приняты меры по соблюдению требований федерального законодательства, направленные на обеспечение безопасного функционирования гидротехнических сооружений и своевременное принятие мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций. Непринятие своевременных, полных и правильных мер, направленных на повышение безопасности учреждения, нарушает права граждан, установленные ст.ст. 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, что недопустимо. В результате нарушены требования ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, в числе которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. При этом число граждан, чьи права нарушаются в результате бездействия администрации Хоперского сельского поселения, постоянно меняется, то есть, нарушаются права неопределенного круга лиц. Представитель заинтересованного лица- администрации Хоперского сельского поселения Писанов С.Ю. не возражал против заявления, полностью согласился с доводами прокурора. Представитель заинтересованного лица- Тихорецкого отдела Росреестра по КК Леликова О.Ю. поддержала заявление и пояснила, что администрация поселения обязана зарегистрировать право на недвижимое имущество в соответствии с требованиями закона. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. К гидротехническим сооружениям законом отнесены плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушении берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В судебном заседании установлено, что законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1119-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тихорецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Тихорецкий район, в состав которого они входят» 13 дамб были внесены в реестр собственности Хоперского сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Однако судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства право собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Хоперского сельского поселения, не зарегистрировано. Согласно ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.2007 года «Обезопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях. В ходе проверки, проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией Хоперского сельского поселения критерии безопасности и декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, не разработаны. Администрация Хоперского сельского поселения не принимает меры по соблюдению требований федерального законодательства, направленные на обеспечение безопасного функционирования гидротехнических сооружений и своевременному принятию мер по противодействию проявлений чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Непринятие своевременных, полных и правильных мер, направленных на повышение безопасности учреждения, нарушает права граждан, установленные ст.ст. 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, что недопустимо. В результате бездействия администрации Хоперского сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории поселения, нарушены требования ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, в числе которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать бездействие администрации Хоперского сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, незаконным. Обязать администрацию Хоперского сельского поселения устранить указанные нарушения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о безопасности гидротехнических сооружений. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в срок 10 дней. Председательствующий - Ербулатова С.Р.