Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации "22" сентября 2011 года город Тихорецк Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего МИЩЕНКО И.А., при секретаре судебного заседания КИСЕЛЕВОЙ Л.Л., с участием представителя истца старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю., ответчика директора МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район АУЛОВА А.В., представителя ответчика Управление образования администрации МО Тихорецкий район ШЕВЦОВОЙ А.Г., представившей доверенность от 19.09.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управлению образования администрации МО Тихорецкий район о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении антитерростической защищенности несовершеннолетних, УСТАНОВИЛ: Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управления образования администрации МО Тихорецкий район, выразившееся в необеспечении антитерростической защищенности несовершеннолетних; обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управление образования администрации МО Тихорецкий район устранить в полном объеме допущенные нарушения, установить ограждение по всему периметру учреждения. В судебном заседании представитель истца старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала иск и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму. В результате проверки деятельности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 ст. Юго-Северной выявлены нарушения законодательства в указанной сфере, а именно: периметральное ограждение территории МОУ СОШ № 39 отсутствует, вследствие чего в учреждение осуществляется беспрепятственный доступ посторонних лиц, что может привести к совершению террористического акта в образовательном учреждении. Несоблюдение требований действующего законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризму в образовательном учреждении может привести к большим материальным потерям, к гибели или травмированию людей, в том числе несовершеннолетних. Ответчик директор МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район Аулов А.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, осуществляется противодействие терроризму. С этой целью подготовлены все необходимые документы. Проведены инструктажи с работниками и учащимися учреждения, о чем сделаны записи в журналах инструктажа. Все выделенные деньги на безопасность были использованы по назначению и своевременно. Так установлена КТС и автоматическая пожарная сигнализация, охрана учреждения в 2010-2011 учебном году осуществляется <данные изъяты> МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной в 2005 году была изготовлена смета на ограждение. Подготовлены и разосланы письма в адрес Управления образования, главе Юго-Северного поселения и <данные изъяты> о выделении средств на строительство периметрального ограждения. В настоящее время проводятся следующие мероприятия: корректировка локального ресурсного расчета на установку ограждения. Работы по возведению ограждения планируется осуществить до декабря 2011 года. Представитель ответчика Управление образования администрации МО Тихорецкий район Шевцова А.Г. иск не признала и пояснила, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В исковом заявлении отсутствует фраза «в пределах своих полномочий». Руководство деятельности в области противодействия терроризму осуществляет Правительство РФ в соответствии с п.4 ст. 5. Полномочия образовательного учреждения в области противодействия терроризму в настоящее время не определены Президентом и Правительством РФ, но это не означает, что образовательное учреждение, управление образования не обеспечивают выполнения п.1 ст. 51 Закона «Об образовании», а именно «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». В соответствии с действующими требованиями СанПин (утвержденными главным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010 года № 189) территория образовательного учреждения должна быть огорожена, но высота ограждения не указана. На сегодня нормы инженерно-технического укрепления для общеобразовательного учреждения не определены Правительством РФ. Следовательно, ограждение является легко преодолимым и не может являться препятствием для проникновения посторонних лиц, именно поэтому в здании общеобразовательного учреждения осуществляется пропускной режим, что соответствует ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям: в судебном заседании установлено, что в результате проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой соблюдения законодательства о противодействии терроризму выявлены следующие нарушения, а именно: периметральное ограждение территории МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район отсутствует, что способствует осуществлению беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию общеобразовательного учреждения, что может привести к совершению террористического акта в образовательном учреждении. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу п.7 ст. 2 и ст. 5 Федерального закона РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Несоблюдение требований действующего законодательства о противодействии терроризму в образовательном учреждении может привести к большим материальным потерям, к гибели или трамированию людей, в том числе несовершеннолетних. Доводы представителя истца старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю. о том, что МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управление образования администрации МО Тихорецкий район не обеспечивает несовершеннолетних антитеррористической защищенностью, суд считает не достоверными, поскольку они опровергаются пояснениями ответчика директора МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район Аулова А.В., который в судебном заседании пояснил, что МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной в 2005 году была изготовлена смета на ограждение, подготовлены и разосланы письма в адрес Управления образования, главе Юго-Северного поселения и <данные изъяты> о выделении средств на строительство периметрального ограждения. Вышеизложенное подтверждается письменными доказательствами: копией локального ресурсного сметного расчета 2005 года; копиями ходатайств об оказании помощи в виде выделения денежных средств для изготовления периметрального ограждения, отправленными в 2009 -2011 г.г. главе администрации Юго-Северного сельского поселения, генеральному директору <данные изъяты> начальнику управления <данные изъяты>. Таким образом, в удовлетворении иска, в части признания незаконным бездействия МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управления образования администрации МО Тихорецкий район, выразившееся в необеспечении антитерростической защищенности несовершеннолетних суд отказывает. При таких обстоятельствах, иск в части обязания МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управление образования администрации МО Тихорецкий район устранить в полном объеме нарушения - установить ограждение по всему периметру ограждения, подлежит удовлетворению, однако после поступления денежных средств из соответствующего бюджета. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить частично. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управление образования администрации МО Тихорецкий район устранить в полном объёме допущенные нарушения - установить ограждения по всему периметру учреждения по поступлению денежных средств из соответствующего бюджета. В удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия МОУ СОШ № 39 ст. Юго-Северной МО Тихорецкий район, Управления образования администрации МО Тихорецкий район, выразившееся в необеспечении антитеррористической защищенности несовершеннолетних, отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: