Решение по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора к ООО `Дорожная фирма `Агат` о запрете деятельности



                                                                                                      К делу № 2-415/2011г.

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года                                                                        город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                                         МАМЕДОВОЙ Л.А.

при секретаре                                                                           ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И.

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Тихорецкой

межрайонной прокуратуры                                                  ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.

представителя ответчика ООО «Дорожная фирма «Агат» - исполнительного директора ЖИХАРЕВА О.И., действующего на основании доверенности от 08.06.2011 года

представителя ответчика ООО «Дорожная фирма «Агат» - ФЕДОРОВОЙ О.А., действующей на основании доверенности от 25.01.2011 года

представителя третьего лица - Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - АНТОНОВА А.И., действующего на основании доверенности от 09.06.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Дорожная фирма «Агат» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха,

                                                   У С Т А Н О В И Л :

Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит запретить незаконную хозяйственную деятельность по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух производимых ООО «Дорожная фирма «Агат» при эксплуатации асфальтобетонного завода до полного устранения нарушений Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

В судебном заседании ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора - Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Дорожная фирма «Агат». В результате проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. Установлено, что ООО «Дорожная фирма «Агат» расположено на двух производственных площадках. Предприятие занимается производством строительных материалов (дорожный асфальтобетон, щебень, пенобетон), выполнение работ по ямочному ремонту и строительству автомобильных дорог, площадок, подъездов и тротуаров, производство стеновых блоков. В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. В соответствии со ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 года 37-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Согласно ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях определения критериев безопасности и (или) вредоносности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством РФ. Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Согласно ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ. Согласно информации ООО «Дорожная фирма «Агат» асфальтобетонный завод осуществлял хозяйственную деятельность с 11.05.2011 года. За период с 11.05.2011 года по 25.05.2011 года асфальтобетонный завод отработал 53 часа. Установлено, что 30.12.2008 года ООО «Дорожная фирма «Агат» было выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком с 15.12.2008г. по 15.12.2010г. В результате проверки, проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой в мае 2011 года, установлено, что указанные требования закона ООО «Дорожная фирма «Агат» не соблюдает, а именно отсутствует разрешение на выбросы вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. В результате указанных действий ООО «Дорожная фирма «Агат» нарушаются требования Федерального закона от 10.01.2002 года 37-ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушаются интересы неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Представители ответчика ООО «Дорожная фирма «Агат» - исполнительный директор Жихарев О.И. и Федорова О.А. в судебном заседании требования не признали и пояснили, что их предприятие занимается производством строительных материалов (дорожный асфальтобетон, щебень, пенобетон), выполнение работ по ямочному ремонту и строительству автомобильных дорог, площадок, подъездов и тротуаров, производство стеновых блоков. Для данного вида деятельности действительно требуется разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемое территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Такое разрешение у них было и действовало до 15 декабря 2010 года. В настоящее время разрешения у них нет, однако их заявка на получение разрешения находится на рассмотрении, и они его получат 15 июня 2011 года. Они возражают против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. Во-первых, производимые в результате их производственной деятельности выбросы веществ не загрязняют атмосферный воздух, т.к. на их предприятии имеются пылегазоочистные установки, производящие очистку всех выбросов, а поэтому никакого вредного воздействия на атмосферный воздух не производится. Работу этих очистных установок контролирует специальная лаборатория. Во- вторых, завод начал выпускать свою продукцию только с 11 мая 2011 года, а до этого не работал, а значит никаких выбросов веществ не производил. Прекращение деятельности предприятия негативно скажется на обязательствах предприятия по заключенным договорам на выполнение работ, также на финансовом положении предприятия, на материальном положении работников предприятия. В- третьих, по мнению представителей ответчика, нет их вины в том, что у них до сих пор нет разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, поскольку за получением указанного разрешения предприятие обратилось в январе 2011 года, но до настоящего времени это разрешение им не выдано.

Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Антонов А.И. в судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. ООО «Дорожная фирма «Агат» свою деятельность может осуществлять, только имея разрешение на выброс вредных веществ. Такого разрешения ответчик не имеет, поэтому не может осуществлять свою хозяйственную деятельность. Очищение вредных выбросов не может заменить наличие указанного разрешения, поскольку по закону на ответчике лежит обязанность производить очистку выбросов, иметь акты лабораторного контроля выбросов вредных веществ. Производственная деятельность ответчика в отсутствие разрешения на выброс вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, является незаконной и подлежит запрету. Поэтому исковые требования прокурора следует удовлетворить. Учитывая особенности производственной деятельности ответчика, не представляется возможным запретить деятельность его какой-либо части. В данном случае следует запретить всю деятельность ООО «Дорожная фирма «Агат».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 года 37-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ст.11 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях определения критериев безопасности и (или) вредоносности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством РФ.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Согласно ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Согласно информации ООО «Дорожная фирма «Агат» осуществляло хозяйственную деятельность с 11.05.2011 года. Установлено, что 30.12.2008 года ООО «Дорожная фирма «Агат» было выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком с 15.12.2008г. по 15.12.2010г. Таким образом, срок действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух закончился. В настоящее время разрешения ответчик не имеет, а свою производственную деятельность осуществляет.

В результате проверки, проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой в мае 2011 года, установлено, что указанные требования закона ООО «Дорожная фирма «Агат» не соблюдает, а именно отсутствует разрешение на выбросы вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

Представители ответчика не возражают против того, что разрешение для их деятельности требуется, его они не имеют, а хозяйственную деятельность они с 11 мая 2011 года начали. При этом они утверждают, что их деятельность нельзя признать незаконной, поскольку разрешение находится в стадии оформления, и они его получат 15 июня 2011 года, а кроме того, их предприятие осуществляет очистку выбрасываемых вредных веществ, а поэтому никакого вредного воздействия на атмосферный воздух не оказывается.

          Суд не может принять во внимание доводы представителей ответчика. В судебном заседании установлено, что хозяйственная деятельность ответчика возможна только при наличии разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку в соответствии со ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

            Наличие пылегазоочистной установки, очищение вредных веществ, лабораторный контроль выбросов вредных веществ, которые производятся ответчиком, не могут подменить наличие самого разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик обязан осуществлять очистку выбрасываемых вредных веществ, иметь акты лабораторного контроля выбросов вредных веществ.

             Судом рассматривался вопрос о возможности запрета хозяйственной деятельности ответчика в его части. Однако, особенности производственной деятельности ответчика, не позволяют запрет деятельности в какой-либо части, поскольку разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдается на всю деятельность ответчика. В данном случае следует запретить всю деятельность ООО «Дорожная фирма «Агат».

            Доводы представителей ответчика, что они получат разрешение в ближайшее время, не могут повлиять на решение суда.

Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Запретить незаконную хозяйственную деятельность по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух производимых ООО «Дорожная фирма «Агат» при эксплуатации асфальтобетонного завода до полного устранения нарушений Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -