Решение по иску Тихорецкого межрайонного прокурора к ИП Курскому об устранении природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности



К делу № 2-851/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07.12.2011 г. г. Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего ЕРБУЛАТОВОЙ С.Р.,

при секретаре ДЕМЕНКО О.Н.,

с участием ст.помощника Тихорецкого

межрайпрокурора ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.,

ответчика Курского В.Н.,

представителя заинтересованного лица - ОНД

Тихорецкого района Кузина С.С.,

представителя заинтересованного - Управления Росприроднадзора

по КК и Р. Адыгея Антонова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Курскому Валерию Николаевичу о запрете деятельности до полного устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности по эксплуатации комплекса "Вивар" (станция технического обслуживания, автомойка, кафе),

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит запретить деятельность Курского В.Н. до полного устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности по эксплуатации комплекса "Вивар" (станция технического обслуживания, автомойка, кафе), расположенного по адресу: Тихорецкий район, автодорога Павловская-Махачкала, 58 км справа, и обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала иск и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в деятельности индивидуального предпринимателя Курского Валерия Николаевича по эксплуатации комплекса "Вивар" (станция технического обслуживания, автомойка, кафе), расположенного адресу: Тихорецкий район, автодорога Павловск-Махачкала, 58 км справа. В результате проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в указанной сфере. В соответствии с требованиями закона граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ну В результате проверки, проведенной совместно с сотрудниками ОНД по Тихорецкому району и Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлено, что в здании станции технического обслуживания, автомойки и кафе допущены грубые нарушения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03): кабельные линии систем противопожарной защиты не огнестойкие, журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей) ведется неправильно, нет журнала регистрации и договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации, отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, отсутствует указатель пожарного водоисточника на здании, руководитель, а также ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму, отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности, с работниками предприятия не проведен противопожарный инструктаж. Указанные факты нарушения требований закона подтверждаются информацией начальника ОНД по Тихорецкому району.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. В ходе осуществления хозяйственной деятельности ИП Курского В.Н. производятся выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и сбросы вредных веществ в водные объекты, а также осуществляются размещение отходов производства и потребления на объектах размещения отходов. Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские, свойства. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствии загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального Закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъект Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетной календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя- субъекта малого и среднего предпринимательства. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

В ходе проведения проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Курским Валерием Николаевичем не подтвержден класс опасности отходов, таких как:

-обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 более) III класс опасности (код ФККО 5490270101033);

-покрышки отработанные IV класс опасности (код Ф1 5750020213004);

-мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исклк крупногабаритный) IV класс опасности (код ФККО 9120040001004);

-отход (осадок) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых ctokof класс опасности (код ФККО 95100000 00 00 0).

Паспорта на данные виды отходов ИП Курским В.Н. не составлены и не утверждены, отсутствует лицо, которое допущено к обращению с отходами IV класса опасности, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Кроме того, в ходе осмотра территории дорожного комплекса, принадлежащего ИП Курскому В.Н., установлено, что индивидуальным предпринимателем не оборудованы места для временного хранения отходов производства и потребления, а именно, на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, в открытом контейнере допускается временное хранение мусора от бытовых и пищевых отходов. А также около задания СТО на открытой площадке, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров, навалом временно складируются покрышки отработанные. Также проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона у индивидуального предпринимателя Курского Валерия Николаевича отсутствует Разрешение на предельно-допустимые (ПДВ) и временно согласованный выброс (ВСВ) загрязняющих веществ атмосферный воздух. Непринятие своевременных, полных и правильных мер, направленных на повышение безопасности учреждения, нарушает права граждан, установленные ст. ст. 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.

Ответчик Курской В.Н. в судебном заседании иск признал, однако, пояснил, что им в настоящее время устранены все нарушения законодательства о пожарной безопасности и природоохранного законодательства, выявленные в ходе проверки.

Представитель заинтересованного лица - ОНД по Тихорецкому району Кузин С.С. в судебном заседании пояснил, что ответчиком устранены все нарушения ППБ, выявленные в ходе проверки.

Представитель Управления Росприроднадзора по КК и Р. Адыгея Антонов А.И. пояснил, что ответчиком Курским В.Н. приняты меры по устранению нарушений природоохранного законодательства, это процесс еще не закончен и представленные им документы: паспорта опасных отходов, отчет, проект находятся на согласовании в краевой СЭС, которой будет выдано заключение о соответствии природоохранным нормам.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 20 указанного Федерального закона РФ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органом государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Тихорецкой межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками ОНД по Тихорецкому району и Управления Росприроднадзора по КК и Республике Адыгея проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности и природоохранного законодательства в деятельности ИП Курского В.Н. при эксплуатации здания станции технического обслуживания, автомойки и кафе по адресу: Тихорецкий район, автодорога Павловская-Махачкала, 58 км справа, в ходе которой, допущены грубые нарушения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), а именно: кабельные линии систем противопожарной защиты не огнестойкие, журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей) ведется неправильно, нет журнала регистрации и договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации, отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, отсутствует указатель пожарного водоисточника на здании, руководитель, а также ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму, отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности, с работниками предприятия не проведен противопожарный инструктаж, что подтверждается информацией начальника ОНД по Тихорецкому району. Однако, на момент рассмотрения дела все вышеизложенные нарушения были устранены.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1990 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 34 Закона №7 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод эксплуатацию, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ИП Курского В.Н. производятся выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и сбросы вредных веществ в водные объекты, а также осуществляются размещение отходов производства и потребления на объектах размещения отходов.

Кроме того, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ИП Курским В.Н. производятся выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (газовый котел отопления и две газовые печи).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствии загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального Закона РФ от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального Закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального Закона РФ от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, обеспечивать хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как следует из ч. 3 статьи вышеуказанного закона, субъекты малого и среднею предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Отчетный период составляет один календарный год и представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодо на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

В ходе проведения проверки было установлено, что индивидуальным предпринимателем Курским Валерием Николаевичем не подтвержден класс опасности отходов, таких как: -обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 более) III класс опасности (код ФККО 5490270101033); -покрышки отработанные IV класс опасности (код Ф1 5750020213004); -мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV класс опасности (код ФККО 9120040001004); -отход (осадок) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков IV класс опасности (код ФККО 95100000 00 00 0). Паспорта на данные виды отхода ИП Курским В.Н. не составлены и не утверждены. Отсутствовало лицо, которое допущено к обращению с отхода IV класса опасности, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов индивидуальным предпринимателем не велся.

Кроме того, в ходе осмотра территории дорожного комплекса (кафе и станции технического обслуживания), принадлежащего ИП Курскому В.Н. установлено, что индивидуальным предпринимателем не были оборудованы места для временного хранения отходов производства и потребления, а именно, на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, в открытом контейнере допускалось временное хранение мусора от бытовых и пищевых отходов, а также около задания СТО на открытой площадке, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветров, навалом временно складировались отработанные покрышки. В настоящее время указанные нарушения природоохранного законодательства устранены.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Однако, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» у индивидуального предпринимателя Курского В.Н. отсутствует Разрешение на предельно допустимые (ПДВ) и временно согласованный выброс (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Непринятие своевременных, полных и правильных мер, направленных на повышение безопасности учреждения, нарушает права граждан, установленные ст. ст. 20, 41 и 42 Конституции РФ, что недопустимо.

Как следует из представленных ответчиком документов и пояснений представителей заинтересованных лиц, на момент рассмотрения данного гражданского дела ответчиком приняты меры к устранению нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации здания станции технического обслуживания, автомойки и кафе, однако, полностью они не устраненные, поскольку ответчиком не представлено заключение СЭС о соответствии объекта нормам природоохранного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению, так как его замедление может привести к значительному вреду для интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Тихорецкого межрайонного в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить деятельность индивидуального предпринимателя Курского Валерия Николаевича, 30.06.1966 года рождения, до полного устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности по эксплуатации комплекса "Вивар" (станция технического обслуживания, автомойка, кафе), расположенного по адресу: Тихорецкий район, автодорога Павловская-Махачкала, 58 км справа.

В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий– ЕРБУЛАТОВА С.Р.