К делу № 2-878/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2011 года город Тихорецк
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ногиной Н.В.
при секретаре Тимониной М.В.
с участием старшего помощника прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры Веселовой Ж.Ю.
представителя администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Ильиной Я.С.,
действующей на основании доверенности № 1643 от 01.11.2011 года,
представителя третьего лица - администрации МО Тихорецкий район
Мисаль Е.В.
действующей на основании доверенности № 7182 от 21.03.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившегося в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела
У С Т А Н О В И Л :
Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края, выразившегося в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязании администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. заявление поддержала и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, в результате которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Статьей 29 Закона установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений. Аналогичные требования установлены в ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае». В соответствии с п.1 ст.9 Закона края лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии с единым на территории Краснодарского края перечнем услуг по погребению.
В соответствии с п.5 ст.9 Закона края услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Оказание услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Вопреки указанным требованиям закона администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, препятствует гражданам в осуществлении права, предусмотренного и гарантированного законом, по обращению в специализированную службу за оказанием услуг по захоронению. Бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района влечет за собой нарушение прав граждан, число которых постоянно меняется, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц и о понуждении устранить указанные нарушения.
Представитель администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Ильина Я.С. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований и пояснила, что администрация Алексеевского сельского поселения осуществляет организацию похоронного дела в соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона № 8 от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле» и Закона Краснодарского края № 666-КЗ от 04.02.2004 года «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае». Администрацией Алексеевского сельского поселения:земельные участки под кладбища выделены, сформированы, поставлены на государственный кадастровый учет;
каждую последнюю пятницу на территории кладбищ силами ветеранской организации, рабочими по благоустройству администрации проводятся субботники по уборке территории кладбищ с использованием трактора, стоящего на балансе администрации поселения;постановлением от 10.09.2010 года № 221 установлены Правила содержания мест погребения на территории Алексеевского сельского поселения;постановлением от 03.11.2010 года № 278 установлен Порядок деятельности общественного кладбища (в редакции постановлений от 21.03.2011 года №65, от 26.09.2011 года №223); -постановлением от 03.11.2010 года № 277 утвержден Порядок ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений на территории Алексеевского сельского поселения;ведется журнал регистрации умерших в Алексеевском сельском поселении;решением от 28.12.2010 года № 68 утвержден прейскурант гарантированного перечня услуг по погребению (в редакции решения от 31.03.2011 года № 78).
Согласно постановлению губернатора Краснодарского края установлены нормы по расходованию бюджетных средств на 1 жителя. По состоянию на 01.01.2011 года население составляет 7908 человек. На ритуальные услуги и содержание мест захоронения предусмотрено 5,80 руб. на 1 жителя, на всех жителей - 45292,20 руб.
В бюджете Алексеевского сельского поселения на 2011 год собственные доходы составляют 325900 руб., дотации 7614300,00 руб.
В связи с дефицитом бюджета создание специализированной службы в настоящее время не предоставляется возможным, поэтому администрацией Алексеевского сельского поселения в соответствии с Уставом Алексеевского сельского поселения 04.04.2011 года был заключен договор с ООО «<данные изъяты>» г. Тихорецка (директор ФИО10) на выполнение работ и оказание услуг на территории сельского поселения по захоронению умерших граждан и реализации похоронных принадлежностей.
ООО «<данные изъяты>» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе оказывают услуги, включенные в Гарантированный перечень услуг по погребению.
В перечень гарантированных услуг входит: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение и захоронение с установкой регистрационного знака с надписью. Расходы по факту каждого захоронения возмещаются ООО «<данные изъяты>» из средств бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребения.
Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получать социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не
выплачивается.
Закон о погребении, соответственно, предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги (в т.ч. и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.
Представитель третьего лица - администрации МО Тихорецкий район - Мисаль Е.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований и пояснила, что администрация муниципального образования Тихорецкий район не согласна с заявлением Тихорецкого межрайонного прокурора о возложении на администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела по следующим основаниям.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района - содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Учитывая, что на основании статьи 1 Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 года № 711-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Тихорецкий район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений и установлении их границ» в границах муниципального образования Тихорецкий район не образованы межселенные территории, соответственно в муниципальном образовании Тихорецкий район не имеется межпоселенческих мест захоронения и решение указанного вопроса местного значения муниципальным районом не осуществляется.
Осуществление установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон) и Законом Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае»полномочий по решению вышеуказанного вопроса местного значения поселений, обеспечивается администрациями всех 13 поселений Тихорецкого района (Тихорецким городским и 12 сельскими), включая Алексеевское сельское поселение Тихорецкого района. Пункт 1 статьи 25 Федерального закона устанавливает, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуется путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. На основании пункта 2 указанной статьи организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статья 29 Федерального закона предусматривает, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и определяют порядок их деятельности.
Указанные нормы Федерального закона не предусматривают обязанности органов местного самоуправления по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Не содержится такой обязанности органов местного самоуправления и в Законе Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ.
Кроме того, из содержания статьи 26 Федерального закона усматривается, что финансовое обеспечение похоронного дела (и именно на оказание гарантированных государством бесплатных услуг по погребению) осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 Федерального закона.
Финансовое обеспечение похоронного дела в Российской Федерации осуществляется за средств федерального бюджета, краевого бюджета, а также средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в зависимости от категории, к которой относился умерший гражданин.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления. Решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 28 декабря 2010 года № 68 утвержден Прейскурант гарантированного перечня услуг по погребению, оказываемых на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на общую сумму 4205 рублей. В указанный перечень включены установленные пунктом 1 статьи 9 услуги по погребению, оказываемые гражданам на безвозмездной основе.
Установленная решением Совета сумма гарантированного перечня услуг по погребению - 4205 рублей - возмещается организации, предоставившей указанные услуги за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, а также средств Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в зависимости от категории, к которой относился умерший гражданин.
Социальное пособие на погребение не выплачивается гражданам, получившим услуги, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона (пункт 5 статьи 9 Федерального закона).
Таким образом, гражданин из числа указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона, взявший на себя обязанность осуществить погребение умершего, проживавшего на территории поселения, вправе воспользоваться услугами как специализированной службы по вопросам похоронного дела, так и услугами, оказываемыми иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими указанный вид деятельности на территории поселения или на территории Тихорецкого района (далее - хозяйствующий субъект).
Услуги по погребению оказываются не только специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, но и иными организациями.
Несмотря на внесенные в Федеральный закон изменения, продолжает действовать Указ Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», постановляющий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона (пункт 2 Указа). Вместе с тем, учитывая разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с 1 января 2005 года, а также порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, установленный Бюджетным кодексом РФ, финансирование специализированных служб по вопросам похоронного дела, которые могут создаваться органами местного самоуправления, должно осуществляться только за счет средств местных бюджетов.
В настоящее время на основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселения осуществляют более 35 вопросов местного значения, полномочия по решению которых установлены рядом федеральных законов, регулирующих правоотношения в соответствующих сферах.
Часть 2 статьи 18 закона Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для осуществления полномочий принимается местный бюджет (бюджет поселения), утверждение которого на основании пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа - Совета поселения. В бюджете поселения на 2011 год денежные средства на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела не предусматривались.
На основании статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Из-за недостаточности бюджетных средств (собственных доходов поселения) на решение вопросов местного значения поселения Тихорецкого района фактически лишены возможности в необходимом объеме обеспечивать решение вопросов местного значения, связанных с жизнеобеспечением населения.
Вопросы местного значения требуют значительных бюджетных средств на их реализацию и обеспечиваются в настоящее время только благодаря софинансированию, направляемого из краевого бюджета на основании ведомственных краевых целевых программ.
Статья 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В заявлении не содержится указаний на то, какие именно права граждан на осуществление местного самоуправления нарушены бездействием администрации, не приведены факты нарушения конкретных прав граждан.
Закон не предусматривает обязанности органов местного самоуправления создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела, а ее несоздание не повлекло нарушение прав граждан.
Не создание администрацией Алексеевского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела не привело к нарушениям, указанным в статье 254 ГПК РФ, и подлежащим в связи с этим оспариванию.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил следующее.
Для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района были проведены следующие мероприятия: выделены земельные участки для захоронений, обеспечивается порядок захоронений; организовано содержание муниципального кладбища в надлежащем санитарном состоянии; проведена инвентаризация захоронений, ведутся журналы учета захоронений; установлен режим работы на кладбищах.
В целях урегулирования порядка осуществления этих полномочий администрацией Алексеевского сельского поселения приняты следующие постановления:
03 ноября 2010 года - № 278, которым утвержден Порядок деятельности общественного кладбища Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, устанавливающий режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение;
24 июня 2010 года - № 137 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения».
10 сентября 2010 года - № 221 установлены Правила содержания мест погребения на территории Алексеевского сельского поселения;
03 ноября 2010 года - № 278 установлен Порядок деятельности общественного кладбища (в редакции постановлений от 21.03.2011 года №65, от 26.09.2011 года №223);
03 декабря 2010 года - № 277 утвержден Порядок ведения книг регистрации захоронений, установки надгробий и выдачи свидетельств о регистрации захоронений на территории Алексеевского сельского поселения;
-ведется журнал регистрации умерших в Алексеевском сельском поселении;
-решением Совета от 28.12.2010 года № 68 утвержден прейскурант гарантированного перечня услуг по погребению (в редакции решения от 31.03.2011 года № 78).
04.04.2011 года администрацией Алексеевского сельского поселения заключен договор с ООО «<данные изъяты>» г. Тихорецка на выполнение работ и оказание услуг на территории сельского поселения по захоронению умерших граждан и реализации похоронных принадлежностей.
ООО «Ритуал» оказывают услуги, включенные в Гарантированный перечень услуг по погребению.
В перечень гарантированных услуг входит: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение и захоронение с установкой регистрационного знака с надписью.
По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, ФАС России (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30.09.2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства») разъяснил, что органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе
При изложенных обстоятельствах суд считает заявление Тихорецкого межрайпрокурора не подлежащим удовлетворению, так как в судебном заседании не установлено, что администрация поселения не принимает мер по вопросам похоронного дела и это повлекло нарушение чьих-то прав по обращению в специализированную службу по захоронению. Прокурором не представлено ни одного лица, чье право было бы нарушено.
При этом в сельском поселении осуществляется предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, то есть права граждан не ущемляются.
В год на территории Алексеевского сельского поселения умирает в среднем 70-80 человек, для оказания услуг погребения на безвозмездной основе обращается в администрацию около 10 человек.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в Алексеевском сельском поселении – со штатом сотрудников и содержанием спецтехники – является необязательным, нецелесообразным и экономически необоснованным, так как на территории района имеются ритуальные службы, предоставляющие гарантированные перечнем услуги по погребению на безвозмездной основе.
.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Тихорецкого межрайпрокурора о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского сельского поселения и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в течение 10 дней.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ –