К делу № 2-434/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.05.2012 г. г. Тихорецк
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего МИЩЕНКО И.А.,
при секретаре КИСЕЛЕВОЙ Л.Л.,
с участием представителя заявителя
помощника Тихорецкого межрайонного прокурора ПАШКОВОЙ А.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района ГАЙДАЙ С.Б.,
представившего доверенность № 3 от 07.11.2011 года,
представителя заинтересованного лица Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея КИЩЕНКО И.Б., представившего доверенность от 14.05.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе ул. <адрес> ст. Фастовецкая Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района с кадастровым номером №; обязать администрацию Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района ликвидировать стихийную свалку путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе ул. <адрес> ст. Фастовецкая Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района с кадастровым номером № в порядке, установленном действующим законодательством.
Представитель заявителя помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Пашкова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки установлено, что администрацией Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района установленная законом обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района надлежащим образом не исполняется. В результате на территории Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района на земельном участке в районе ул. <адрес> ст. Фастовецкая Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района с кадастровым номером № допускается факт функционирования несанкционированной свалки. Меры по ее ликвидации администрацией Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района не принимаются, что может повлечь причинение вреда здоровью граждан, окружающей природной среде, указанные обстоятельства являются недопустимыми. К тому же в результате проведенной проверки с привлечением специалистов ФГУ «ЦЛАТИ по Южному Федеральному округу», Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлено, что на поверхностном почвенном слое вышеуказанного земельного участка обнаружено складывание строительного мусора, грунта от проведения землеройных работ навалом. В результате складывания бытовых отходов в местах, специально не отведенных для указанных целей, происходит загрязнение земельного участка, создаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, что является недопустимым. На основании вышеизложенного, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района Краснодарского края Гайдай С.Б. в судебном заседании возражал против заявленных требований, поскольку заявлены незаконно. Так, в ст. 132 Конституции РФ императивно и гарантировано установлена самостоятельность органов местного самоуправления в обеспечении решений вопросов местного значения, в том числе в указанной сфере. Федеральное законодательство также не устанавливает порядок, условия, сроки для органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения, иначе бы подобные нормы федерального законодательства противоречили принципам их самостоятельности, гарантированных Конституцией РФ. Заявленные требования прокурора не основано на законе, не мотивировано, фактически надуманно. Кроме того, органы местного самоуправления состоят из выборного органа – главы МО, представительного органа – Совета депутатов и исполнительно-распорядительного местной администрации, каждый из которых наделен законом и Уставом муниципального образования собственными полномочиями. Так, согласно Уставу Фастовецкого сельского поселения к исключительной компетенции Совета депутатов относится утверждение местного бюджета, который и определяет возможность в той иной мере решать вопросы местного значения. В свою очередь, администрация организует сбор и вывоз бытовых отходов, но с учетом бюджетных нормативных возможностей поселения, а не своих собственных, как указано прокурором, администрация поселения действует в рамках принятого Советом депутатов поселения бюджет, и потому муниципального правонарушения в её действиях нет. Как нет и обязанности у администрации поселения и её должностных лиц осуществлять уборку улиц и несанкционированные свалки. Данный вид деятельности в соответствии с Правилами санитарного содержания, благоустройства и организации уборки территории населённых пунктов Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района осуществляют специализированные организации на основании заключаемых с ними договоров, и имеющие соответствующие лицензии на данный вид деятельности. К таким организациям администрация не относится. Земельный участок, указанный в заявлении прокурора является частной собственностью физического лица. Но, несмотря на это, администрация в постоянном режиме изыскивается средства и предпринимает все условия по очистке, прилегающей к данному земельному участку территорий исходя из возможностей местного бюджета. Просит отказать Тихорецкому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Управление федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кищенко И.Б. в судебном заседании пояснил, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами и потребления администрацией Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района были выявлены нарушения, что создает предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде и является недопустимым, поэтому не возражал в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
в судебном заседании установлено, что в ходе проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены следующие нарушения, а именно администрацией Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района установленная законом обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района надлежащим образом не исполняется. На территории Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района на земельном участке в районе ул. <адрес> ст. Фастовецкой Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района с кадастровым номером № допускается факт функционирования свалки. Согласно свидетельству о государственной регистрации права следует, что вышеуказанный земельный участок принадлежит ФИО7 (л.д. 6). Меры по её ликвидации администрацией Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района не принимаются. Также установлено, что на поверхностном почвенном слое данного земельного участка обнаружено складирование строительного мусора, грунта от проведения землеройных работ навалом, что является нарушением СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в результате стихийного складирования бытовых отходов в местах, специально не отведенных для указанных целей, происходит загрязнение земельного участка, вследствие чего соблюдаются предпосылки к возникновению инфекционных заболеваний граждан, угрозе окружающей среде, что является недопустимым.
Тем самым, на момент проверки администрацией Фастовецкого сельского поселения имело место нарушения требований:
- 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью;
- ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
- ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Доводы представителя заинтересованного лица администрации Фастовецкого сельского поселения Гайдай С.Б. о том, что указанный земельный участок является частной собственностью физического лица и обязанности у администрации поселения и её должностных лиц осуществлять уборку улиц и несанкционированные свалки нет, суд считает не состоятельными, поскольку опровергаются законодательством Российской Федерации, а именно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного самоуправления относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения является обязанностью органов местного самоуправления поселения.
К тому же представителем заинтересованного лица в судебном заседании не представлены доказательства, подтверждающие, что администрация Фастовецкого сельского поселения не бездействовала, а принимала меры воздействия на собственника земельного участка ФИО8 где организован стихийный сбор бытовых отходов и мусора (не представлены протоколы административного правонарушения в отношении собственника земельного участка, протоколы административной комиссии и др. документы).
Таким образом, администрация Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района не принимало должным образом меры по исполнению возложенных на нее обязанностей. Следовательно, требования Тихорецкого межрайонного прокурора являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе ул. <адрес> ст. Фастовецкая Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района с кадастровым номером №
Обязать администрацию Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района ликвидировать стихийную свалку путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории земельного участка, расположенного в районе ул. <адрес> ст. Фастовецкая Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района с кадастровым номером № в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий –