Решение по иску Тихорецкого межрайпрокурора к Управлению образования администрации МО Тихорецкий район, администрации МО Тихорецкий район, Совету Тихорецкого городского поселения ТР, Совету МО Тихорецкий район о понуждении к совершению действий



К делу № 2-551/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» июля 2012 года         город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                      Данилова Н.В.

при секретаре судебного заседания Логиновой И.В.,

с участием представителя истца

помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Пашковой А.В.

представителя ответчика Управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район    Шинтяпкиной О.В.,

представившей удостоверение № Т-45 от 28.07.2008 года,

представителя ответчика Управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район    Костюченко Е.В.,

представившей доверенность № 1563/0119 от 16.07.2012 года,

представителей ответчика Совета муниципального образования Тихорецкий район                        Вожакова А.В.,

представившего доверенность № 106 от 11.07.2012 года,

Коршикова Ю.В.,

представившего доверенность № 107 от 11.07.2012 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Краснодарскому краю                                        Мещанин О.А., представившей доверенность № 01-15/13762 от 26.07.2011 года,     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального образования Тихорецкий район, администрации муниципального образования Тихорецкий район, Совету Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, Совету муниципального образования Тихорецкий район о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

    

В суд с исковым заявлением обратился Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального образования Тихорецкий район, администрации муниципального образования Тихорецкий район, Совету Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, Совету муниципального образования Тихорецкий район и просит возложить на Управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район обязанность устранить превышение предельной наполняемости воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях Тихорецкого района путем создания новых дошкольных учреждений и мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также обязать принять меры по предоставлению места в муниципальных дошкольных учреждениях Тихорецкого района всем гражданам, состоящим в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В судебном заседании представитель истца помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Пашкова А.В. уточнила исковые требования и просила обязать Управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район принять меры по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях гражданам, нуждающимся в получении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, при наличии денежных средств.

В судебном заявлении представитель истца помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Пашкова А.В. пояснила, что в результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о дошкольном образовании выявлены нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено, что в очереди на получение места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Тихорецка состоит 1544 человека, фактически нуждающихся 455 детей; на территории сельских поселений Тихорецкого района – 434 ребенка, фактически нуждающихся -305. Согласно представленной информации ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Тихорецке, Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах уровень обеспеченности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории муниципального образования Тихорецкий район, дошкольными учреждениями составляет только 47,04 процентов. Также, в соответствии с заключениями Роспотребнадзора предельная наполняемость дошкольных образовательных учреждений составляет 4323 ребенка, при этом количество детей посещающих детские дошкольные учреждения – 4403 человека. В результате проверки также было установлено, что предельная наполняемость дошкольных общеобразовательных учреждений города Тихорецка и Тихорецкого района превышена на 80 детей. Таким образом, администрацией муниципального образования Тихорецкий район не исполняются предусмотренные федеральным законодательством обязанности по организации предоставления доступного бесплатного дошкольного образования детям. Непринятие администрацией МО Тихорецкий район эффективных мер по обеспечению нуждающихся местами в дошкольных учреждениях нарушает гарантированное Конституцией РФ права детей на образование.

В судебном заседании представителя ответчика Управления образования администрации МО ТР Шинтяпкина О.В. и Костюченко Е.В. уточненные исковые требования истца признали и пояснили, что развитию системы образования на территории муниципального образования Тихорецкий район уделяется должное внимание. С 2011 года на территории района действует долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования Тихорецкий район» на 2011-2012 годы в рамках которой в 2011 году на условиях софинансирования с краевой целевой программой «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» на 2010-2015 годы было введено 80 мест в трех дошкольных учреждениях города Тихорецка, на эти цели было выделено более 2 миллионов рублей из местного бюджета. Кроме того, за последние 4 года было в дошкольных образовательных учреждениях было введено 290 мест, в том числе 190 мест в городе Тихорецке и 100 мест в сельских детских садах. В 2011 году начаты работы по капитальному ремонту детского сада № 31 «Буратино» станицы Юго-Северной. В 2012 году планируется ввести дополнительно 100 мест, из них 60 мест на территории Тихорецкого городского поселения, 40 мест на базе двух сельских школ. Ответчик администрация муниципального образования Тихорецкий район и Совет Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине. О дне слушания дела надлежаще и своевременно извещены, не просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков администрации муниципального образования Тихорецкий район и Совета Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района в порядке части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ответчика Совета муниципального образования Тихорецкий район Вожаков А.В. и Коршиков Ю.В. в судебном заседании уточненные исковые требования признали и не возражали против удовлетворения иска Тихорецкого межрайонного прокурора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Краснодарскому краю Мещанин О.А. не возражала против удовлетворения иска Тихорецкого межрайонного прокурора и пояснила, что уровень обеспеченности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории муниципального образования Тихорецкий район, дошкольными учреждениями составляет только 47,04 процентов. В соответствии с заключениями Роспотребнадзора предельная наполняемость дошкольных образовательных учреждений составляет 4323 ребенка, при этом количество детей посещающих детские дошкольные учреждения – 4403 человека; предельная наполняемость дошкольных общеобразовательных учреждений города Тихорецка и Тихорецкого района превышена на 80 детей.

Суд, выслушав участников процесса, представителя третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования.

Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» создание муниципальных образовательных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного Постановлением Госстроя ССР от 16.05.1989 № 78 количество мест в детских дошкольных учреждениях устанавливается в зависимости от демографической структуры населения, принимая расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85 %.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства выявлены нарушения требований федерального законодательства.. Проверкой установлено, что в очереди на получение места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Тихорецка состоит 1544 человека, фактически нуждающихся 455 детей; на территории сельских поселений Тихорецкого района – 434 ребенка, фактически нуждающихся -305.

Также, в судебном заседании установлено, что в соответствии с заключениями Роспотребнадзора предельная наполняемость дошкольных образовательных учреждений составляет 4323 ребенка, при этом количество детей посещающих детские дошкольные учреждения – 4403 человека; предельная наполняемость дошкольных общеобразовательных учреждений города Тихорецка и Тихорецкого района превышена на 80 детей.

Вышеизложенное подтверждается объяснениями представителя истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, копией письма Роспотребнадзора от 14.05.2012 года № 916, копиями писем Управления образования МО ТР «О предоставлении информации по дошкольному образованию» от 10.02.2012 года, 05.06.2012 года; копиями санитарно-эпидемиологического заключения от 21.01.2010 года, 25.03.2010 года, 22.02.2011 года, 28.06.2011 года, 19.09.2011 года, 08.02.2012 года, 09.02.2012 года, 08.02.2012 года, 08.02.2012 года, 14.02.2012 года, 14.02.2012 года, 21.02.2012 года, 21.02.2012 года, 28.02.2012 года, 09.04.2012 года, 11.04.2012 года, 11.04.2012 года, 16.04.2012 года, 16.04.2012 года, 24.04.2012 года, 24.04.2012 года, 14.05.2012 года.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в судебном заседании установлен факт непринятия администрацией муниципального образования Тихорецкий район эффективных мер по обеспечению нуждающихся местами в дошкольных учреждениях, что нарушает гарантированное право Конституцией РФ неопределенного круга лиц - детей на образование, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации муниципального образования Тихорецкий район принять меры по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях гражданам, нуждающимся в получении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, при наличии денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: