К делу №2-771/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2010 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Харченко М.Е.,
при секретаре судебного заседания Кобышеве Н.В.,
с участием представителя истца - старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
заинтересованного лица Худяковой Л.А.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район Изотовой Л.В., действующей на основании доверенности №8722 от 16 декабря 2009 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район, Садыковой Н.В., действующей на основании доверенности № 2079 от 18 июня 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Худяковой Людмилы Анатольевны к администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Тихорецкий межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Худяковой Л.А. к администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Иск мотивирован тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Худякова Л.А. относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 8 октября 2002 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеназванной категории лиц. До настоящего времени жилое помещение Худяковой Л.А. не предоставлено в нарушение части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала. В обоснование заявленных требований пояснила, что с 8 октября 2002 года Худякова Л.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она внесена в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Тихорецкий район, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утвержденный распоряжением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 26 января 2010 года №24-р. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено в нарушение части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Просит возложить на ответчика обязанность предоставить вне очереди Худяковой Л.А. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным, техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств краевого бюджета, в порядке, предусмотренном Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма».
Заинтересованное лицо Худякова Л.А. поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что с 2002 года она внесена в список очередников для получения жилого помещения как сирота. В настоящее время она проживает в общежитии, в комнате площадью 9 кв.м. со своим малолетним ребенком, сестрой ФИО1 и малолетним ребенком сестры. Худякова Л.А. просит обязать администрацию МО Тихорецкого района предоставить ей вне очереди жилое помещение, которое должно соответствовать санитарным, техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, по договору социального найма, расположенное только в центре города Тихорецка либо близко к центру.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район Изотова Л.В. исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что органы местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район наделены законом государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Худякова Л.А. внесена в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещения по данной категории. Обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
В соответствии со статьей 6 данного Закона органы государственной власти Краснодарского края при передаче отдельных государственных полномочий обязаны производить передачу субвенций в местные бюджеты на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств.
На основании соглашения между департаментом и администрацией от 15 мая 2009 года бюджету муниципального образования Тихорецкий район на реализацию полномочий в 2009 году были предоставлены денежные средства в сумме 1004900 рублей (платежное поручение от 17 сентября 2009 года № 6065). Соглашение на предоставлении денежных средств в 2010 году департаментом не заключалось.
В 2009 году из списка детей-сирот было предоставлено жилое помещение Марченко за счет указанных средств, которая была в списке под №1. Худякова Л.А.состоит в основном списке под №3.
В краевом бюджете и, соответственно, в бюджете муниципального образования Тихорецкий район предусмотрены денежные средства в сумме 25 121 300 рублей на реализацию государственных полномочий по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан. Принято решение о выделении указанных денежных средств на строительство 30-ти квартирного дома в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани». 29 июня 2010 года заключен муниципальный контракт №133 на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ указанного жилого дома. Худякова Л.А. будет обеспечена квартирой в течение финансового года. До настоящего времени в бюджет Тихорецкого района деньги не поступили.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район Садыкова Н.В. исковые требования прокурора считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснила, что Худякова Л.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 8 октября 2002 года. Она внесена в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Тихорецкий район, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Худякова Л.А. состоит в списке под №3. В настоящее время выделены денежные средства для строительства быстровозводимого 30-ти квартирного жилого дома в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», поэтому в 2010 году Худякова Л.А. будет обеспечена жилым помещением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился. Из поступившего отзыва на исковое заявление следует, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Худякова Л.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы города Тихорецка от 8 октября 2002 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный основной список по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Реализация права Худяковой Л.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и целом по Краснодарскому краю.
В 2010 году муниципальному образованию Тихорецкий район выделены денежные средства на строительство 30-ти квартирного дома в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», поэтому Худякова Л.А. будет обеспечена жилым помещением по истечении финансового года.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. Из поступившего в суд отзыва на исковое заявление следует, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 8 декабря 2008 года №1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» Тихорецкому району выделена субвенция из краевого бюджета на реализацию переданного государственного полномочия в размере 1 004 900 рублей (платежное поручение от 17 сентября 2009 года №6065). В 2010 году на указанные цели планируется направить Тихорецкому району из краевого бюджета 12 058 200 рублей. Главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения является департамент семейной политики Краснодарского края. Кроме того, для предоставления лицу из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную "Порядком предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма", утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 N 653.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Худякова Л.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы города Тихорецка Краснодарского края от 08 октября 2002 года №1432 Худякова Л.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что также подтверждается распоряжением главы муниципального образования Тихорецкий район от 23 сентября 2008 года №453-р и списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, а также лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Худякова Л.А. внесена в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Тихорецкий район, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утвержденный распоряжением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 26 января 2010 года №24-р. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Согласно адресной справке ОУФМС России по Краснодарскому краю Худякова Л.А. значится зарегистрированной по месту жительства с 13 сентября 2002 года по адресу: Краснодарский край, город Тихорецк, улица ..., комната номер обезличен.
Согласно выписке из лицевого счета Худякова Л.А. в настоящее время проживает в муниципальном общежитии, комната жилой площадью 11,9 кв.м., вместе с ней проживает ее дочь ФИО2, дата обезличена года рождения, ее сестра ФИО1, племянник ФИО3, дата обезличена года рождения.
Согласно заявления об изменении состава семьи Худякова Л.А. имеет состав семьи из трех человек, супруг ФИО4 (свидетельство о заключении брака от 15 января 2005 года), дочь ФИО2, дата обезличена года рождения.
В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года №653. Формирование списков граждан-претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма, осуществляется органом местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805 КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Ведение учета граждан отдельных категорий (в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма являются двумя самостоятельными государственными полномочиями, которые осуществляются администрацией муниципального образования Тихорецкий район на основании законов Краснодарского края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области
социальной сферы» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
В соответствии со статьей 6 данного закона органы государственной власти Краснодарского края при передаче отдельных государственных полномочий обязаны производить передачу субвенций в местные бюджеты на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В краевом бюджете и, соответственно, в бюджете муниципального образования Тихорецкий район предусмотрены денежные средства на реализацию государственных полномочий по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, главным распорядителем которых является департамент семейной политики Краснодарского края.
Часть 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ, статья 12 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ устанавливает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В 2010 году в администрацию муниципального образования Тихорецкий район лимиты бюджетных обязательств, и соответственно, денежные средства краевого бюджета департаментом не направлялись, что подтверждается справкой финансового управления администрации от 15 марта 2010 года №171.
Основанием для передачи денежных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств являются соглашения, ежегодно заключаемые департаментом.
На основании соглашения между департаментом и администрацией от 15 мая 2009 года бюджету муниципального образования Тихорецкий район на реализацию полномочий в 2009 году предоставлены денежные средства в сумме 1004900 рублей (платежное поручение от 17 сентября 2009 года № 6065).
21 апреля 2010 года на сессии Законодательного Собрания Краснодарского края принят Закон Краснодарского края №1966 – КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», которым распределены субвенции на 2010 год бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Муниципальному образованию Тихорецкий район выделена субвенция 25 121 300 рублей.
Судом установлено, что денежные средства краевого бюджета для предоставления Л.А.Худяковой жилого помещения муниципальному образованию Тихорецкий район не направлены, соответственно, у администрации не возникло обязанности обеспечивать выполнение государственного полномочия.
Материалами дела подтверждается, что Худякова Л.А. внесена в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Тихорецкий район по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, что не является единственным и достаточным основанием для предоставления ей администрацией жилого помещения.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1535-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделены отдельными государственными полномочиями по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок ведения учета установлен Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», статья 10 этого закона предусматривает, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по отдельным спискам по каждой категории граждан.
Основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, не равнозначен списку граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения указанным категориям граждан предоставляются в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653 «Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма».
На основании пункта 3.1 указанного Порядка предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органом местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий путем направления гражданам извещений о включении их в список граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма по форме, утвержденной департаментом семейной политики Краснодарского края.
Извещения направляются гражданам в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях (абзац второй пункта 3.1).
В судебном заседании установлено, согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, Худякова Л.А. значится под номером 3. Внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Худяковой Л.А. приведет к нарушению прав и законных интересов первоочередников.
Таким образом, без приобретения (строительства) жилых помещений за счет предоставленных денежных средств краевого бюджета предоставить жилое помещение Худяковой Л.А. не представится возможным.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Худяковой Л.А. об обязывании администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма являются необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Худяковой Людмилы Анатольевны к администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.
Судья: