К делу № 2-1329/10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2010 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Караминдова Д.П.,
при секретаре судебного заседания Ксюниной А.Е.,
с участием представителя заинтересованного лица – начальника юридического отдела Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю – Онищенко И.А., действующей на основании доверенности №05-15/153 от 25 мая 2010 года,
представителя заинтересованного лица – главного государственного налогового инспектора правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю – Селихова М.Ю., действующего на основании доверенности №05-15/163 от 24 ноября 2010 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Белоглинского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю. Заявление мотивировано тем, что в прокуратуру Белоглинского района поступают обращения граждан о проверке законности действий межрайонной ИФНС №1 по Краснодарскому краю, связанных с взысканием с владельцев личных подсобных хозяйств налога на доходы физических лиц. Проверкой установлено, что межрайонной ИФНС №1 по Краснодарскому краю гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, направляются напоминания о предоставлении декларации 3-НДФЛ, а в последующем выставляются требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007 - 2009 г. субсидий на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции животноводства. Указанные субсидии предоставляются гражданам на основании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Постановления Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы», Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации», Закона Краснодарского края «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», Постановления главы администрации Краснодарского края «Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на территории Краснодарского края» и др. нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В соответствии с действующим налоговым законодательством не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством; все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов. Не подлежат налогооблажению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Считает, что действия межрайонной ИФНС №1 по Краснодарскому краю, связанные с выставлением гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, требований о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007 - 2009 г. субсидий, нарушают положения ст. 78 Бюджетного кодекса РФ и являются незаконными. 17.05.2010 г. прокурором района в межрайонную ИФНС № 1 по Краснодарскому краю внесено представление об устранении нарушений налогового законодательства, однако представление не было удовлетворено. Просит признать действия межрайонной ИФНС №1 по Краснодарскому краю, незаконными.
Заявитель – прокурор Белоглинского района в суд не явился, о времени и месте рассмотрения заявления надлежаще уведомлены.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю – Онищенко И.А. возражала против доводов заявления, пояснив, что с заявленными требованиями прокурора Белоглинского района не согласны по следующим основаниям. В заявлении прокурором указано, что субсидии предоставляются гражданам на основании ФЗ от 24.11.2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов». Данным законом субсидии гражданам не предоставляются, законом №204-ФЗ установлены основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, установлены нормативы распределения доходов между бюджетами. В Законе от 29.12.2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в статье 7 «Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства» речь идет о государственной поддержке производства сельскохозяйственной продукции, которая осуществляется в обеспечении доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 закона №264-ФЗ выделяются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов, предоставляется на весь срок использования кредитов, полученных в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, гражданами ведущими личные подсобные хозяйства. Указанные субсидии не подлежат и налогообложению в соответствии с пунктом 35 статьи 217 Налогового кодекса. Прокурором не дана должная оценка положениям федеральных законов № 204-ФЗ, № 264-ФЗ. Межрайонная ИФНС России №1 по Краснодарскому краю не направляла напоминания о предоставлении деклараций гражданам, получившим субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Считают, что не могут быть приняты во внимание доводы прокурора, о том. что субсидии предоставляются гражданам на основании Постановления Правительства от 14.07.2007г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 год». По данной программе предоставляются субсидии из федерального бюджета при условии долевого финансирования из региональных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на приобретение минеральных удобрений, приобретение элитных семян и т.д. Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства поименованы в указанном Постановлении Правительства в разделе UI «Достижение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе». В данном разделе предлагается осуществлять государственную поддержку посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату % по кредитам. Считают неправомерной ссылку прокурора на пункт 2 Постановления Правительства от 31.12.2008г. № 1096 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ» во взаимосвязи с законом 721-КЗ от 07.06.2004г. «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» и с Постановлением главы администрации КК №49 от 01.02.2007г. «О порядке предоставления субсидий гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства». В соответствии с Постановлением Правительства от 31.12.2008г. №1096 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 году бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ» Постановлением главы администрации КК от 19.11.2009г. №933 утвержден «Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития мясного и молочного скотоводства в 2009 году». Согласно Постановления №933 от 19.11.2009г. субсидии предоставляются субъектам агропромышленного комплекса - организациям агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство). Согласно пунктам 3 и 4 статьи 8 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 №721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета осуществляется предоставление субвенций муниципальным образованиям края для осуществления ими субсидирования, в частности:
- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных;
- части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в статье 2 Закона Краснодарского края;
- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства;
- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на услуги по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на закладку и уходные работы по выращиванию винограда столовых и технических сортов;
- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на закладку и уходные работы по выращиванию садов;
- затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, поименованы в статье 217 Налогового кодекса РФ. Пунктом 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в ЛПХ, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде. Согласно пункта 35 статьи 217 Налогового Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам). Субсидии, получаемые указанными лицами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства не могут рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании пункта 13 статьи 217 НК РФ и подлежат налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Данная позиция разъяснена письмом Минфина РФ № 03-04-05-01/994 от 15.12.2009 г. по вопросу налогообложения выплаты из средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 01.02.2007 г. № 49, а также письмами ФНС России от 07.06.2010 г. № ШС-17-3/360, от 09.06.2010 г. № АС-07-9/89 «О налогообложении субсидий на развитие ЛПХ». Управление ФНС России по Краснодарскому краю довело до сведения нижестоящих налоговых инспекций письмо ФНС России от 09.06.2009 г. № 13-33/14221@ для использования в работе по вопросу налогообложения субсидий, выделяемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, предусмотренных Законом Краснодарского края от 07.06.2004 г. №721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края». Указанным письмом налоговым органам поручено провести разъяснительную работу с налогоплательщиками о предоставлении деклараций о доходах и об уплате ими НДФЛ с полученных субсидий. Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю в отношении граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и не получивших субсидии напоминаний о предоставлении деклараций и требований об уплате налога не направлялось. Так как в соответствии с пунктом 13 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции. Межрайонная ИФНС России №1 по Краснодарскому краю направляла напоминания о предоставлении деклараций гражданам, получившим субсидии. Субсидия, предоставляемая за счет краевого бюджета на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства не может рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании пункта 13 статьи 217 НК РФ. Субсидия подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Физические лица, получившие субсидию в соответствии с положениями статей 228, 229 Налогового Кодекса Российской Федерации самостоятельно исчислили сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и представили налоговые декларации в налоговый орган. Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю были направлены требования об уплате налога налогоплательщикам, не уплатившим налог в установленный срок. Управление ФНС России по Краснодарскому краю довело до сведения нижестоящих налоговых инспекций письма ФНС России от 17.08.2010г. № ШС-07-3/191@, № ШС-07-3/190@ «О налоге на доходы физических лиц», в которых рассмотрены коллективные обращения жителей Курганинского района Краснодарского края в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу налогообложения налогом на доходы субсидий. Данным письмом сообщено, что субсидия не может рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании пункта 13 статьи 217 НК РФ, и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Согласно пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Конституционный суд Российской Федерации в Постановлениях от 21.03.1997г. № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П, от 19.06.2002 № 11-П и от 27.05.2003 № 9-П неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе -льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которые распространяются налоговые льготы. Таким образом, налоговые льготы могут предоставляться только отдельным категориям плательщиков, прямо закрепленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации, прокурор Белоглинского района не вправе по своему усмотрению расширить перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, предусмотренный статьей 217 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 254 УПК РФ прокуратурой Белоглинского района не указывается какие именно права и свободы граждан были нарушены направлением напоминаний. При подаче заявления прокурором в интересах неопределенного круга лиц в оспаривании действий Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю, выразившихся в направлении требований об уплате налога на доходы физических лиц, не учтено следующее: В соответствии со ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Согласно ст. 69 Налогового Кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В силу указанных норм требование об уплате налога направляется конкретному налогоплательщику, самостоятельно не исполнившему обязанность по уплате налога и имеющему недоимку по налогу. Налоговым органом были направлены требования об уплате налога налогоплательщикам, самостоятельно представившим налоговую декларацию, самостоятельно исчислившим сумму налога к уплате в бюджет и не уплатившим налог в установленный срок. Требование об уплате налога является властным волеизъявлением, порождающим обязанности у конкретного налогоплательщика, и не может быть направлено неопределенному кругу лиц. Прокурором в заявлении не указывается, какие права и охраняемые законом интересы нарушены налоговым органом при направлении требований об уплате налога. Следовательно, требования прокуратуры признать недействительными требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009г. субсидий в отношении неопределенного круга лиц не основываются на нормах закона. Напоминания направлялись не всем владельцам личных подсобных хозяйств, а лишь получившим субсидию в 2007-2009г. на основании сведений Администрации МО Белоглинского района.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю – Селихов М.Ю. возражал против заявленных требований, поддержал доводы, изложенные начальником юридического отдела Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю – Онищенко И.А.
Выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлено, что прокурор Белоглинского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным и действий межрайонной ИФНС №1 по Краснодарскому краю, связанный с выставлением гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, требований о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 гг. субсидий в интересах неопределенного круга лиц.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурором заявлены требования в интересах лиц, получивших субсидию, которым МИФНС №1 по Краснодарскому краю были направлены напоминания о необходимости предоставить декларацию 3-НДФЛ и требования об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 гг. субсидий.
Из указанного следует, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд неопределенным не является. Списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и получивших субсидии в 2007-2009 годах, находятся в администрации муниципального образования Белоглинский район и были предоставлены по требованию налоговой инспекции.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Это означает, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.
В заявлении прокурора Белоглинского района такого обоснования не содержится. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими гражданами, которые получили субсидию и которым МИФНС №1 по Краснодарскому краю направлены напоминания о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требование об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 гг. субсидий, прокурором не представлено.
Таким образом, суд считает, что полномочий на предъявление заявления в порядке части 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ у прокурора не имелось.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134, пунктом 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу подлежит прекращению по тому основанию, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц было предъявлено прокурором при отсутствии у него на это права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Прекратить производство по делу по иску прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Краснодарскому краю, выразившиеся в направлении гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, требований о предоставлении декларации 3-НДФЛ и требований об уплате налога на доходы физических лиц, начисленного на суммы полученных в 2007-2009 гг. субсидий.
Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение 10 дней.
Судья