Решение по иску Божедай Анны Ефимовны к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, ООО Тихорецкий завод «Красный молот» о признании договора купли-продажи недействительным в части и признания права собственности



К делу № 2-1363/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2010 года город Тихорецк

Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П.,

при секретаре судебного заседания Ксюниной А.Е.,

с участием истца Божедай А.Е.,

представителя истца Божедай А.Е. – Хорошавкиной Т.Л., действующей на основании доверенности от 14 сентября 2010 года,

представителя ответчика администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Рябоконь К.Д., действующего на основании доверенности №21 от 05 июля 2010 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора заместителя директора ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Тихорецкому району Уваровой Л.В., действующего на основании доверенности от 13 июля 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Божедай Анны Ефимовны к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, ООО Тихорецкий завод «<данные изъяты>» о признании договора купли-продажи недействительным в части и признания права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Божедай А.Е. обратилась в суд с иском к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о признании договора купли-продажи недействительным в части и признания права собственности. Иск мотивирован тем, что 15 ноября 1990 года Тихорецкий завод «<данные изъяты>» в лице юрисконсульта квартирно-правовой службы продал истцу <адрес>, о чем был составлен договор купли-продажи, удостоверенный нотариусом, в реестре за №. Согласно условиям договора, квартира была двух комнатная, площадь указывалась жилая 24,47 кв.м. Комната №1 в квартире № по технической документации была не жилая, изначально это была кухня, со временем завод «<данные изъяты>» достроил пристройку в которой была веранда, литер «а7», ванная №6 в литер «а6» и кухня №5 в литер «а6». Комната №1 получилась жилая по документам и квартира стала не двух комнатная, а трех комнатная. Комната №1 не образовалась в результате перепланировки, а была изначально, только она была нежилая. Списки на приватизацию подавались задолго до того как комната №1 стала жилой поэтому в договоре указали, что квартира двух комнатная и площадь указали по двум комнатам В настоящее время истец намеревается узаконить переоборудование (убрали камин) в комнате №3, однако возникли некоторые трудности. Квартира числиться по БТИ как двухкомнатная. Согласно заключения от 26 октября 2010 года, выданного ЗАО «Институт «Тихорецкагропромпроект», выполненная перепланировка квартиры соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных норм; не затрагивает интересы третьих лиц, создает более благоприятные условия для проживания и не представляет угрозы для здоровья и жизни жильцов. По сведениям Тихорецкого завода «<данные изъяты>», жилой фонд был передан в муниципальную собственность, решение о предоставлении квартиры не сохранилось. Истец более 5 лет проживает в указанной квартире, добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется квартирой № по <адрес>, просит признать договор купли-продажи квартиры, удостоверенный нотариусом в реестре за №, недействительным в части описания предмета договора. Признать за ней право собственности на <адрес>, состоящей из литер А №1 по плану здания жилая комната общей площадью 4,9 кв.м., общей площадью 4,9 кв.м., литер «А» №2 по плану здания жилая комната, жилой площадью 9,8 кв.м., общей площадью 9,8 кв.м., литер «А» №3 по плану здания жилая комната общей площадью 15,9 кв.м., жилой площадью 15,9 кв.м., литер «А» №4 по плану здания коридор общей площадью 4,3 кв.м., литер «а5» №5 по плану здания кухня общей площадью 10,6 кв.м., литер «а6» №6 по плану здания ванная общей площадью 4,2 кв.м., литер «а7» №7 по плану здания веранда площадью 2,8 кв.м. Общей площадью 49,7 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м., находящуюся в одноэтажном многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке площадью 1937 кв.м., кадастровый номер № предоставленный для эксплуатации малоэтажного многоквартирного жилого дома, земли населенных пунктов.

Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали, пояснив, что истец регулярно оплачивала коммунальные платежи, с момента приобретения квартиры, проживала в ней, владела, несла бремя содержания, однако ошибка, допущенная в договоре препятствует в установленном порядке зарегистрировать права на указанное недвижимое имущество.

Представитель ответчика - администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района – Рябоконь К.Д. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что по договору передачи квартиры администрация Тихорецкого городского поселения стороной не являлась. Из материалов инвентарного дела следует, что объект существовал всегда в виде трехкомнатной квартиры, но это не исключает возможности его продажи по частям, может быть в договоре была допущена опечатка. Квартира № по <адрес> в <адрес> на баланс муниципального образования не передавалась, в реестре муниципальной собственности Тихорецкого городского поселения и Тихорецкого района спорная квартира не числится.

Представитель третьего лица ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Тихорецкому району Уварова Л.В. просила разрешить спор на усмотрение суда, пояснив, что по данным технической инвентаризации на 19 июля 1988 года объект недвижимого имущества - <адрес> в <адрес> числится состоящей из трех комнат. Перепланировки в спорной квартире не производились. Таким образом, на момент заключения договора купли-продажи от 15 ноября 1990 года между ООО Тихорецкий завод «<данные изъяты>» и истцом квартира являлась трехкомнатной.

Представитель ответчика ООО Тихорецкий завод «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска надлежаще уведомлены.

Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Тихорецкого нотариального округа ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и смете рассмотрения иска надлежаще уведомлена.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что 15 ноября 1990 года Тихорецкий завод «<данные изъяты> в лице юрисконсульта квартирно-правовой службы продал, а истец Божедай А.Е. приобрела <адрес> края. Согласно условиям договора Божедай А.Е. приобрела квартиру, состоящую из двух комнат, жилой площадью 24,47 кв.м. Договор удостоверен нотариусом в реестре за № и в установленном порядке зарегистрирован в БТИ, за №.

Из представленных нотариусом документов следует, что договор купли-продажи был заключен на основании выписки из протокола №14 заседания профкома завода «<данные изъяты>» от 25 октября 1990 года, согласно которой постановлено дать согласие администрации на покупку квартиры Божедай А.Е., проживающей по <адрес> <адрес>.

Судом установлено, что комната №1 в <адрес> по технической документации была не жилая, изначально это была кухня, со временем завод «<данные изъяты>» достроил пристройку в которой была веранда, литер «а7», ванная №6 в литер «а6» и кухня №5 в литер «а5». Комната №1 стала жилой по документам и квартира стала не двух комнатная, а трех комнатная. Комната №1 не образовалась в результате перепланировки, а была изначально нежилой. Возведение пристройки было выполнено без наличия разрешения соответствующего органа, о чем имеется отметка в техническом паспорте.

Согласно ответа ООО Тихорецкий завод «<данные изъяты>» от 21 июля 2010 года решение о предоставлении <адрес> края Божедай А.Е. не сохранилось, в связи с тем, что жилой фонд был передан в муниципальную собственность города.

Согласно сведениям технического паспорта по состоянию на 03 июня 2010 года, жилое помещение - <адрес>, <адрес>, принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от 15 ноября 1990 года, доля – целая. Квартира состоит из трех жилых комнат, коридора, кухни, ванной комнаты и веранды.

Согласно сведениям ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Тихорецкому району по данным технической инвентаризации на 19 июля 1988 года объект недвижимого имущества - <адрес> в <адрес> числится состоящей из трех жилых комнат. Имеется квитанция об оплате покупателя – Божедай по договору от 15 ноября 1990 года.

На основании ответа главы Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 19 ноября 2010 года, договор от 15 ноября 1990 года вступил в силу с даты его подписания и действовал до полного исполнения его сторонами всех своих обязательств по нему. Внести изменения в указанный договор, не представляется возможным, поскольку он прекратил свое действие надлежащим исполнением обязательств сторон. Администрация Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района не имеет правовых оснований для заключения дополнительного соглашения к уже исполненному договору и, как следствие, не может исправить допущенную техническую ошибку при его составлении.

Учитывая, что допущенная в договоре от 15 ноября 1990 года ошибка (вместо трехкомнатная квартира, указано двухкомнатная) препятствует истцу в установленном законном порядке оформить свои права на недвижимое имущество, указанный договор в части указания его предмета – <адрес> <адрес>, состоящая из двух комнат, подлежит признанию недействительным, поскольку в судебном заседании установлено, что на момент заключения договора - 15 ноября 1990 года между ООО Тихорецкий завод «<данные изъяты>» и истцом Божедай А.Е. квартира являлась трехкомнатной.

Судом также установлено и не оспаривается истцом, что в результате перепланировки произведено переоборудование помещения №3 в жилую комнату, демонтаж печи в помещении жилой комнаты №3, за счет чего увеличилась его площадь. По сведениям технического паспорта перепланировка произведена без разрешения компетентного органа.

Согласно заключения ЗАО «Институт «Тихорецкагропромпроект» от 26 октября 2010 года Состояние выполненных конструкций удовлетворительное. Экспликация помещений: №1 – жилая комната (4,9 кв.м.), №2 – жилая комната (9,8 кв.м.), №3 – жилая комната (15,9 кв.м.), №4 – коридор (4,3 кв.м.), №5 – кухня (10,6 кв.м., №6 – ванная (4,2 кв.м.), №7 – веранда (2,8 кв.м.). Общая площадь 49,7 кв.м., жилая – 30,6 кв.м. Возможно сохранение и дальнейшая эксплуатация квартиры после перепланировки. Выполненная перепланировка соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных норм; не затрагивает ин6тересы третьих лиц; создает более благоприятные условия для проживания и не представляет угрозы для здоровья и жизни жильцов.

В силу части 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Согласно справке Управления архитектуры, строительства и градостроительной деятельности администрации Тихорецкого городского поселения <адрес> находится в многоквартирном доме фактически расположенном на пересечении улиц <адрес>, следовательно, адресом следует считать: <адрес>.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, учитывая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Божедай А.Е. требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Она на протяжении длительного времени владела, пользовалась приобретенным на основании договора от 15 ноября 1990 года спорным жилым помещением, несла бремя его содержания, регулярно оплачивала коммунальные платежи, в связи с чем, допущенная в договоре ошибка не может являться препятствием в установленном законном порядке зарегистрировать права собственника на недвижимое имущество.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Божедай Анны Ефимовны удовлетворить.

Признать договор купли-продажи от 15 ноября 1990 года, заключенный между Тихорецкий завод «<данные изъяты>» в лице юрисконсульта квартирно-правовой службы и Божедай Анной Ефимовной, удостоверенный нотариусом, в реестре за №, <адрес> края, состоящей из двух комнат, недействительным в части указания предмета договора. Считать предметом заключенного договора от 15 ноября 1990 года – <адрес> края, состоящую из трех комнат.

Сохранить жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 49,7 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м., расположенную в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии.

Признать за Божедай Анной Ефимовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> право собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 49,7 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м., расположенную в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение 10 дней.

Судья: