К делу № 2-1226/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2010 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Шевченко Р.А.,
при секретаре судебного заседания Вариновой Н.В.,
с участием истца Арсенова А.А.,
представителя ответчика, Министерства финансов Российской Федерации – Сургутова А.В., действующего на основании доверенности №18-15/496 от26января 2010 года,
старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя УВД по Тихорецкому району - Часовских И.Г., действующей наосновании доверенности №3 от 03 февраля 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсенова Алексея Алексеевича к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Арсенов А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 03 июля 2009 года в отношении Арсенова А.А. следователем Тихорецкого районного следственного отдела следственного управления следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этот же день он был задержан впорядке статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а 05 июля 2010 года вынесено постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. С 03 июля 2009 года по 03 ноября 2009 года истец незаконно содержался под стражей.
03 ноября 2009 года уголовное преследование в отношении Арсенова А.А. прекращено за отсутствием состава преступления и действия переквалифицированы на часть 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, истец освобожден из-под стражи, поскольку в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
31 января 2010 года уголовное дело в отношении Арсенова А.А. по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации прекращено заотсутствием состава преступления.
Незаконным привлечением к уголовной ответственности ему причинен моральный вред, который выразился в нравственных и физических страданиях. Арсенов А.А. просит суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за незаконное возбуждение уголовного дела, незаконное задержание и содержание под стражей, незаконное привлечение куголовной ответственности, незаконное избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, незаконное отстранение отдолжности в счет компенсации морального вреда 15 000 000 рублей.
В судебном заседании истец Арсенов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что в результате его задержания, онбыл поставлен в унизительное положение, поскольку является сотрудником милиции, работает начальником спецчасти изолятора временного содержания. Его конвоирование производилось вместе со спецконтингентом, в связи с чем, он, как сотрудник ИВС, неоднократно подвергался смертельной опасности, выслушивая в свой адрес различные угрозы, в том числе угрозы убийством. Истец пояснил, что болен бронхиальной астмой, поликистозом почек, которые обострились в период нахождения под стражей, в связи с чем испытывал физическую боль и страдания. В период с 9 по 17 июля 2009 года он находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении больницы, находясь в наручниках и под конвоем.
Истец считает, что незаконным привлечением к уголовной ответственности грубо нарушены его права, доводы Арсенова А.А. оневиновности следственными органами и прокуратурой игнорировались. Втечение длительного время его содержания под стражей с 5 августа 2009 года по 3ноября 2009 года никаких следственных действий не проводилось. После освобождения, сведения о его полной реабилитации не были распространены всредствах массовой информации, несмотря на то, чтозадержание было отражено в местной и краевой печати, озвучено нателевидении. Кроме того, ввиду незаконного задержания, к нему утрачено доверие как к сотруднику милиции, в связи с чем невозможно дальнейшее продвижение по службе. В2010 году в ИВС имелись три вакантных вышестоящих должности, однако, кандидатура истца для назначения нерассматривалась.
Истец просит суд взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 15000000 рублей.
Представитель ответчика, Министерства финансов Российской Федерации, Сургутов А.В. в судебном заседании заявленные требования непризнал и пояснил, что доводы истца о том, что во время нахождения под стражей он испытывал глубокие нравственные страдания в связи свысказыванием угроз убийством в его адрес, являются не доказанными. Приложенные к материалам дела копии газетных публикаций от 10 июля 2009 года в газете «Кубанские новости» и от 9 июля 2009 года в газете «Тихорецкие вести» не содержат сведений о личности Арсенова А.А. и не указывают на его фамилию. Заявленный истцом размер компенсации морального вреда считает завышенным и просит снизить до разумных пределов, ввиду того, чтоответчик не является причинителем вреда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, УВД по Тихорецкому район Часовских И.Г. просила вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что УВД по Тихорецкому району не осуществляло уголовное преследование в отношении истца Арсенова А.А.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить частично, снизив размер компенсации морального вреда до 100000 рублей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статьи 52 Конституции Российской Федерации, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию икомпенсацию причиненного ущерба.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
На основании пунктов 1,2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению вполном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается засчет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, вслучаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно части 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязанность по исполнению судебных актов по искам овозмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена наМинистерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Арсенов А.А. был задержан поподозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 186 Уголовного кодекса Российской Федерации от 03 июля 2009 года в19 часов 00 минут.
Постановлением Тихорецкого городского суда от 05 июля 2009 года вотношении Арсенова А.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок два месяца.
13 июля 2009 года следователем Тихорецкого районного следственного отдела управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Краснодарскому краю Арсенову А.А. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации - превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании постановления Тихорецкого городского суда от 31 августа 2009 года срок содержания под стражей Арсенова А.А. был продлен до03ноября 2009 года.
Постановлениями старшего следователя Тихрецкого районного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ от 03 ноября 2009 года уголовное преследование в отношении Арсенова А.А. прекращено пооснованию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за отсутствием состава преступления, действия Арсенова А.А. переквалифицированы на часть 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, мера пресечения Арсенову А.А. изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
31 января 2010 года уголовное дело в отношении Арсенова А.А. прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием вего действиях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо отвины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину врезультате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
У суда не вызывает сомнения, что истец Арсенов А.А. испытывал нравственные страдания в период уголовного преследования, считает установленным факт причинения Арсенову А.А. морального вреда.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 15 000 000 рублей. Обосновывая заявленные требования, истец пояснил, что в период незаконного уголовного преследования ему пришлось неоднократно обращаться к врачу, по поводу обострения хронических заболеваний, а также проходить лечение в терапевтическом отделении МУЗ «Тихорецкая ЦРБ» с 07.07.2009 по 16.07.2009 и с 25.11.2009 по 11.12.2009.
Однако истцом не доказана причинно – следственная связь между обращениями к врачу, заболеваниями и уголовным преследованием.
Арсенов А.А. ссылается на то, что после освобождения средства массовой информации не сделали сообщения о его реабилитации, в связи с чем он постоянно испытывает огромные нравственные страдания, задета его честь офицера, данные денежные средства необходимы ему для компенсации расходов с целью продолжения работы в органах МВД, с возможной переменой места жительства для жизни его семьи в нормальных условиях.
В соответствии с частью 3 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, авслучае его смерти - его близких родственников или родственников либо пописьменному указанию суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации. Постановлением следователя Тихорецкого районного следственного отдела СУСК при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю от 31 января 2010 года, за Арсеновым А.А. признано право на реабилитацию, однако истец необращался в соответствующие средства массовой информации стребованием сделать сообщение о его реабилитации. Следовательно, для публикации таких сведений истец должен обратиться в те средства массовой информации, которые распространили порочащие его сведения.
Согласно части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право наимя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Таким образом, требование Арсенова А.А. о компенсации расходов, связанных с возможным изменением места жительства не обоснованы.
Вместе с тем, исходя из установленного судом факта незаконного возбуждения уголовного дела, незаконного задержания и содержания под стражей, незаконного привлечения куголовной ответственности, незаконного избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, незаконного отстранения отдолжности, а также того обстоятельства, что Арсенов А.А., в силу должностных обязанностей, является лицом, непосредственно связанным с конвоированием граждан, содержащихся в изоляторе временного содержания, у суда не вызывает сомнения, что емупричинен моральный вред.
На основании статей 151, 1100-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда, причинённого истцу в период уголовного преследования, учитывая требования разумности и справедливости, в размере 200 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации из средств федерального бюджета впользу Арсенова Алексея Алексеевича в счет компенсации морального вреда 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.
Судья