Решение по иску Ткаченко А. Б., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей к войсковой части №28153, Мин. Обороны РФ, жилищной комиссии восковой части 28153 о предоставлении жилья как членам семьи погибшего военнослужащего



К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» декабря 2010г. город Тихорецк

Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П.,

при секретаре судебного заседания Ксюниной А.Е.,

с участием истца Ткаченко А.Б., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2,

представителя истца Ткаченко А.Б. – Лобанова С.Г., действующего на основании доверенности от 13 октября 2010 года,

представителя ответчиков – войсковой части №№, Министерства обороны РФ, жилищной комиссии войсковой части № – Щербакова О.М., действующего на основании доверенностей №1118 от 06.12.2010 года и №2451 от 03.12.2010 года, от 28.10.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Анны Борисовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 к войсковой части №№, Министерству Обороны Российской Федерации, жилищной комиссии восковой части № о предоставлении жилья как членам семьи погибшего военнослужащего,

У С Т А Н О В И Л :

Ткаченко А.Б. в своих интересах, интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 обратилась в суд с иском к войсковой части №, Министерству Обороны Российской Федерации, жилищной комиссии войсковой части № о предоставлении жилья, как членам семьи погибшего военнослужащего. Иск мотивирован тем, что истец, ее несовершеннолетние дети: ФИО1 2006 года рождения и ФИО2 2002 года рождения, являются членами семьи погибшего в октябре 2008 года в результате ДТП военнослужащего майора ФИО3 Супруг истца до гибели проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в дислоцирующейся по адресу: <адрес>, ул. <адрес> на должности летчика -инструктора. В соответствии с выпиской из протокола №1 заседания жилищной комиссии войсковой части № от 30 декабря 2008 года, истец и члены семьи погибшего военнослужащего были включены в списки лиц имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. В соответствии со списками очередников на получение жилых помещений войсковой части № в общей очереди истец и ее дети числятся под №66. В списке военнослужащих войсковой части № имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по состоянию на 16 июля 2010 они состоят под №2. Место жительства истцом и членами семьи погибшего военнослужащего выбран г. Ростов на Дону. Указывает, что обращения к должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации Главнокомандующему ВВС и ПВО, начальнику Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (ВИ), командиру войсковой части № с просьбой предоставить жилье в избранном месте постоянного жительства в г. Ростов на Дону к положительному решению вопроса не привели. 30 августа 2010 года истец обратилась к Министру обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении ей и членам семьи погибшего военнослужащего жилье по избранному месту жительства в г. Ростов на Дону. Ответа до настоящего времени истец не получила. Считает, что уполномоченные должностные лица бездействуют по вопросу обеспечения жильем ее и сыновей как членов семьи погибшего военнослужащего, поскольку за период с 30 декабря 2008 года по настоящее время Ткаченко не было предложено ни одного варианта предоставления жилья ни в одном населенном пункте Российской Федерации. Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставить ей и членам семьи погибшего военнослужащего ФИО1 2006 года рождения, ФИО2 2002 года рождения жилье в собственность по нормам жилищного законодательства в избранном для постоянного места проживания, населенном пункте Российской Федерации городе Ростов на Дону; взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 200 рублей.

Истец Ткаченко А.Б. и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали, пояснив, что должностные лица войсковой части вводили её в заблуждение относительно предоставления жилья. Они должны были давно получить квартиру как первоочередники, но жилье до настоящего времени предложено ей не было. Министерством Обороны РФ жилье им не выделялось, однако, как ей известно, военнослужащие, и члены их семей получили от войсковой части квартиры в г. Ростове на Дону, выделенные Министерством, в частности майору ФИО6. Она с детьми является первоочередниками, а жилье выделяется вне очереди лицам, состоящим в общих списках. Военнослужащие, которые уволились после того как погиб ее муж, уже получили квартиры. Ее жилищные права и ее детей грубо нарушаются, поскольку с декабря 2008 года по настоящее время ей не было предложено ни одного варианта жилого помещения, несмотря на то, что они являются внеочередниками.

Представитель ответчиков – войсковой части №, Министерства обороны РФ, жилищной комиссии войсковой части № – Щербаков О.М. возражал против заявленных требований, пояснив, что погибший супруг истца был признан жилищной комиссией войсковой части № нуждающимся в обеспечении жилым помещением (жилищное дело №66 с датой учета 20.06.02г.). Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет, по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений. Заявитель Ткаченко А.Б. и её дети как члены семьи погибшего в период прохождения службы военнослужащего решением жилищной комиссией войсковой части № (протокол №1 от 30.12.2008 г.) были внесены под №2 в списки на внеочередное обеспечение жилым помещением с учетом волеизъявления заявителя в г. Ростове-на-Дону. До 9 ноября 2010 года войсковая часть № состояла на квартирном обеспечении в Краснодарском ВВАУЛ через Армавирскую КЭЧ района. В списках военнослужащих войсковой части № нуждающихся в получении жилого помещения во внеочередном порядке числилось 36 военнослужащих. Командиром войсковой части № в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ направлены списки очередников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в которые помимо военнослужащих включены члены семей погибших военнослужащих и уволенные военнослужащие, нуждающиеся в обеспечении жилым помещением для формирования единого реестра по Вооруженным силам. Утверждение заявителя о нарушении командованием её жилищных прав считает необоснованным в связи с тем, что нарушений, связанных с очередностью распределения жилья в войсковой части № в отношении заявителя допущено не было. Командиром части направлено ходатайство в адрес начальника Краснодарского ВВАУЛ о выделении членам семьи погибшего военнослужащего ФИО1 жилого помещения (от 12.09 2010 г.) и организована встреча с начальником ЮС КВВАУЛ. В Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны направлено ходатайство от Главнокомандующего ВВС о выделении жилья в г. Ростов на Дону.

До настоящего момента Правительством РФ не определен порядок передачи жилых помещений в собственность в избранном постоянном месте жительства военнослужащим и гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что командир войсковой части № в пределах своих полномочий выполнил все необходимые и от него зависящие действия по обеспечению Ткаченко А.Б. жилым помещением. В г. Ростове на Дону не было предоставлено ни одной квартиры военнослужащим и членам их семей, в связи с отсутствием свободного жилищного фонда. Жилье предоставлялось в г. Краснодаре и в г. Подольске. При этом, в г. Краснодаре было предоставлено всего 5 квартир. За период с 1 января 2009 года по настоящее время в войсковую часть № поступили и были распределены решениями жилищной комиссии войсковой части № следующие жилые помещения:

- в соответствии с протоколом № 11 от 11 июня 2009 года 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 74,8 кв.м. военнослужащему запаса войсковой части № гвардии прапорщику ФИО4, состав семьи 5 человек;

- в соответствии с протоколом № 14 от 13 августа 2009 года освобожденная за выездом военнослужащего 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 69,5 кв.м., жилой площадью 46,3 кв.м., предоставлена гвардии майору ФИО9, состав семьи 6 человек. Гвардии майор ФИО9 подлежит увольнению с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе.

- в соответствии с протоколом №1 от 18 января 2010 года 2-х комнатная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м., предоставлена гвардии майору ФИО5. Состав семьи - 3 человека;

- в соответствии с протоколом № 9 от 21 мая 2010 года 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес> строительный шифр <адрес>/<адрес>, общей площадью 79,3 кв.м., предоставлена военнослужащему войсковой части № гвардии подполковнику ФИО8;

- в соответствии с протоколом №11 от 14 июля 2010 года 2-х комнатная квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 57,64 кв.м., предоставлена военнослужащему войсковой части № гвардии майору ФИО7 Состав семьи - 3 человека.

С заявлением об изменении избранного места жительства на г. Краснодар истец к командиру части не обращалась.

Считает, что жилищной комиссией войсковой части № права Ткаченко также нарушены не были, она подала заявление, которое было в установленном порядке зарегистрировано, поставлена на учет нуждающихся в жилье в соответствующих списках, в случае выделения жилья в избранном ею месте постоянного жительства - г. Ростове на Дону, ей будет предоставлено жилье в соответствии с очередностью.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (статья 45 Конституции РФ).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что супруг истца ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от 23 октября 2008 года III-АГ №, выданным Отделом ЗАГС Тихорецкого района управления ЗАГС Краснодарского края Российской Федерации. До гибели супруг истца проходил военную службу по контракту в войсковой части №

Из материалов дела следует, что от брака с ФИО3 истец имеет двух сыновей: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО1 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям жилищной комиссии войсковой части № от 16 июля 2010 года, ФИО3 за время прохождения службы, с 20 ноября 2001 года по 20 октября 2008 года жилой площадью не обеспечивался, Государственный Жилищный Сертификат и ссуду на строительство и покупку жилья не получал. Согласно сведениям жилищного дела №66 погибший супруг истца – ФИО3 был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и поставлен на учет 20 июня 2002 года.

В силу статьи 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года за членами семей военнослужащих после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ткаченко утверждает, что за период времени с 30 декабря 2008 года по настоящее время ей не было предложено ни одного варианта представления жилья ни в одном населенном пункте РФ, в то время как лицам, находящимся в списках после нее, квартира в городе Ростове-на-Дону была предоставлена, в частности ФИО6. Считает, что бездействием должностных лиц по предоставлению ей и ее детям жилья нарушены ее права.

В соответствии с пунктом I и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. N1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России в соответствии с его назначением. Подпунктом 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право, издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.

В частях 3 и 4 ст. 49, ст.57 Жилищного кодекса РФ определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений, устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Аналогичная норма содержалась в пп. 4, 7, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000г. №80. В п. 29 этой Инструкции также было определено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет, но единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов, связанных с порядком постановки на учет и порядком учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства.

Такими нормативными правовыми актами являлся приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N80, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях, а в настоящее время - приказ Министра обороны Российской Федерации N1280 от 30 сентября 2010 г. "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", Указания МО РФ от 4 июня 2010 года № 205-2-373.

Согласно указанной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт. Абзацем 14 Примерного положения о жилищных комиссиях на жилищную комиссию воинской части возлагалось рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов и подготовка решений по ним.

В пункте 28 Инструкции установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Пунктом 4 Временной инструкции о порядке подготовки и представления в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации списков военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, утвержденной Указанием МО РФ от 4 июня 2010 года № 205-2-373 и приложением №3 к этим Указаниям предусмотрено, что в графы 23, 24, 25, 26 Списков вносится информация об избранном месте постоянного жительства.

Таким образом, решение о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет с информацией об избранном месте принималась жилищной комиссией и командиром воинской части по рапорту военнослужащего, в настоящем споре по заявлению (обращению) вдовы погибшего военнослужащего.

Установлено, что 30 декабря 2008 года на заседании жилищной комиссии части (протокол №1 от 30 декабря 2008 года) рассмотрено заявление об обеспечении истца жилым помещением в городе Ростове на Дону. В жилищное дело внесены изменения, Ткаченко А.Б. и ее сыновей включили в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

На данный момент Ткаченко стоит под номером 66 в списке очередников на получение жилых помещений (улучшения жилищных условий) войсковой части №, и под номером два в списке военнослужащих войсковой части №, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, что подтверждается выписками из списков.

Судом также установлено, что 1 июня 2010 года исх. № 482 согласно распоряжения Начальника Краснодарского ВВАУЛ командиром войсковой части № в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ направлены списки офицеров, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, в которые помимо военнослужащих включены члены семей погибших военнослужащих и уволенные военнослужащие, нуждающиеся в обеспечении жилым помещением для формирования единого реестра по Вооруженным силам.

2 июня 2010 года исх. № 007/106/241 согласно указаний начальника Департамента жилищного обеспечения МО РФ в адрес Начальника Краснодарского ВВАУЛ направлена телеграмма со сведениями о нуждающейся в обеспечении жильем вдовы военнослужащего ФИО3 с информацией об избранном ей месте жительства в г. Ростове-на-Дону согласно ее волеизъявления.

15 июня 2010 года исх. № 508 в соответствии с тел. № ЖГ95 врио начальника Армавирской КЭЧ в адрес начальника квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны РФ были направлены списки семей погибших военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по форме согласно Приложения № 3 к Указаниям МО РФ от 4 июня 2010 года № 205-2-373, в которых указана ТкаченкоА.Б. с указанием места предоставления жилья в г. Ростов-на-Дону.

Ткаченко утверждает, что лицам, находящимся в списках после нее была предоставлена квартира в г. Ростове на Дону, в частности ФИО6

Суд не может согласиться с утверждением истца и считает его необоснованным, поскольку, согласно протокола жилищной комиссии войсковой части № от 16 июня 2008 года двухкомнатная квартира в г. Ростове-на-Дону была предоставлена ФИО6 Супруг истца – ФИО3, согласно свидетельства о смерти, погиб ДД.ММ.ГГГГ, то есть после предоставления квартиры ФИО6

Истец также пояснила, что с декабря 2008 года по настоящее время ей не было представлено ни одного варианта жилья, однако суд не усматривает каких-либо нарушений ее законных прав, поскольку в соответствии с ходатайствами она просила предоставить ей жилье в г. Ростове на Дону. Как следует из телеграммы, начальника филиала ВУНЦ ВВС ВВА ФИО10 от 20 декабря 2010 года, жилая площадь в г. Ростове на Дону для военнослужащих в/ч № не выделялась.

Действующее законодательство предусматривает обеспечение граждан жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включая в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии. Право Ткаченко А.Б. подлежит реализации в установленном законом порядке, которое не подлежит изменению в зависимости от того, кто из граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением обратился в суд с заявлением о предоставлении жилья раньше.

Судом установлено, что Ткаченко А.Б. состоит на учете нуждающихся в жилье и внесена в соответствующие списки, какие-либо действия либо бездействия со стороны командира войсковой части № и Министерства обороны РФ, нарушающих жилищные права истца, судом не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что государство в лице соответствующего органа военного управления, не нарушает взятые на себя обязательства по предоставлению жилья истцу, как члену семьи погибшего военнослужащего, а продолжает исполнять их, гарантируя Ткаченко, реализацию ее права на жилище, путем его предоставления в порядке очередности и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами для данной категории граждан.

Требования Ткаченко А.Б. о предоставлении в собственность жилого помещения по избранному месту жительства в г. Ростове на Дону во внеочередном порядке, удовлетворению не подлежат. Суд считает, что командиром войсковой части № в пределах своих полномочий выполнены все необходимые и от него зависящие действия по обеспечении Ткаченко А.Б. жилым помещением, а ее заявление о бездействии командира по обеспечению жилым помещением вне очереди считает необоснованным.

Суд не усматривает в действиях ответчиков по делу каких-либо нарушений прав и законных интересов истца, гарантированных Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать Ткаченко Анне Борисовне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении требований к войсковой части №, Министерству Обороны Российской Федерации, жилищной комиссии восковой части № о предоставлении жилья как членам семьи погибшего военнослужащего.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.

Судья