Решение по заявлению Стеблянко Олега Ивановича об оспаривании решения должностного лица администрации муниципального образования Тихорецкий район № 7484 от 18 октября 2010 года



К делу № 2-61/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.В.,

с участием заинтересованного лица – представителя администрации муниципального образования Тихорецкий район – Скляровой Ж.С., действующей на основании доверенности № 5053 от 16 июля 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стеблянко Олега Ивановича об оспаривании решения должностного лица администрации муниципального образования Тихорецкий район № 7484 от 18 октября 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Стеблянко О.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица администрации муниципального образования Тихорецкий район № 7484 от 18 октября 2010 года. Заявление мотивировано тем, что он являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, обратился в администрацию муниципального образования Тихорецкий район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении его и членов его семьи, в связи с чем собрал и предоставил все необходимые документы, согласно предъявляемым требованиям. Однако решением администрации муниципального образования Тихорецкий район №7484 от 18.10.2010 года в постановке на учет ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что он может быть принят на учет в качестве нуждающегося только по категории «малоимущие граждане», в случае признания таковыми в установленном порядке. Данное решение основано на соблюдении пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Постановлением Конституционного суда РФ положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Считает отказ в постановке на учет за счет средств федерального бюджета в качестве нуждающегося в жилом помещении его и членов его семьи не законным и нарушающим его права. Просит признать незаконным решение администрации муниципального образования Тихорецкий район № 7484 от 18.10.2010 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заявитель Стеблянко О.И. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлен телефонограммой №12 от 24 января 2011 года. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку сведений об уважительности неявки в суд не поступило.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований Стеблянко О.И.. Считает решение должностного лица законным, поскольку оно носит рекомендательный характер и не нарушает права и свободы Стеблянко О.И., не создает препятствия к осуществлению им прав и свобод, на него не возложена незаконно какая-либо обязанность. При этом пояснила, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года. Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 и пункту 1 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает только одну форму обеспечения граждан жилыми помещениями - предоставление жилых помещений по договору социального найма. По общему правилу по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, или законом субъекта Российской Федерации категориям гражданам, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Однако действующим законодательством не установлено, что формой обеспечения жильем соответствующих категорий граждан, принятых на учет после 1 января 2005 года, является предоставление им жилых помещений по договорам социального найма. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П положения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Однако до настоящего времени законодателем не внесены соответствующие изменения в положения пункта 2 части 1 статьи 14 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со статьей 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы муниципального образования, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся. Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Заявитель не обращался в администрацию муниципального образования Тихорецкий район по вопросу принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», формализованное заявление с приложением учетных документов, предусмотренных частью 2 статьи 14 вышеназванного Закона, не подавал. Поэтому на заявление Стеблянко О.И. о повторном предоставлении информации первым заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район Яровой С.В. было направлено разъяснение по вопросу принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Выслушав представителя заинтересованного лица, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, приводимые стороной по делу доводы, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Стеблянко О.И. обратился в администрацию муниципального образования Тихорецкий район с заявлением о повторном предоставлении информации о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Информационным письмом от 18 октября 2010 года №7484 первого заместителя главы администрации муниципального образования Тихорецкий район Яровой С.В. разъяснен Стеблянко О.И. порядок обращения и принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу части 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В вышеуказанном информационном письме Стеблянко О.И. разъяснялось его право обратиться в администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, подав соответствующее формализованное заявление и документы согласно прилагаемому перечню.

В соответствии с частью 7 статьи 7 вышеуказанного закона гражданину, подавшему заявление о принятии на учет с учетными документами, уполномоченным органом по учету выдается расписка установленной формы в получении этих документов с указанием их перечня, даты и времени принятия.

Однако заявителем не представлены документы, подтверждающие факт обращения в администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района с формализованным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В судебном заседании установлено, что должностным лицом администрации муниципального образования Тихорецкий район не выносилось решение об отказе Стеблянко О.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Информационный ответ первого заместителя главы муниципального образования Тихорецкого района Яровой С.В. носит рекомендательный характер и является намерением в совершении действий по рассмотрению вопроса о постановки Стеблянко О.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае подачи формализованного заявления и необходимых документов.

Данное решение принято уполномоченным лицом с соблюдением порядка и соответствующего содержания. Оспариваемым решением не нарушены права и свободы заявителя, не созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, на заявителя не возложена незаконно какая-либо обязанность.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания в удовлетворении заявления Стеблянко О.И. об оспаривании решения должностного лица администрации муниципального образования Тихорецкий район № 7484 от 18 октября 2010 года. Также не подлежат удовлетворению требования Стеблянко О.И. об обязании администрации муниципального образования Тихорецкий район в постановке Стеблянко О.И. и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку действующим законодательством суду не предоставлено право обязывать органы государственной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать правовые акты в конкретной редакции.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявления Стеблянко Олега Ивановича об оспаривании решения должностного лица администрации муниципального образования Тихорецкий район №7484 от 19 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: