К делу № 2-135/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2011 года Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Платонова В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовенко О.В.,
с участием истца Егисян Н.М.,
его представителя Василенко Р.В., действующего на основании доверенности №23 АГ 574279 от 29 октября 2009 года,
представителей ответчика – администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Рябоконь К.Д., действующего на основании доверенности №21 от 05 июля 2010 года, Маракулина К.И., действующего на основании доверенности №3 от 21 января 2011 года,
представителя третьего лица, на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Автономного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Тихорецкий район» Нартовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егисян Норайра Мкртичевича к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о признании права собственности на самовольную постройку в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Егисян Н.М. обратился в суд с иском к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о признании права собственности самовольную постройку в порядке наследования. Иск мотивирован тем, что Егисян Н.М. является единственным наследником после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В наследственную массу не вошел жилой дом по адресу: <адрес>, поскольку наследодателем при жизни не было получено разрешение на его строительство и не зарегистрировал свое право собственности на возведенный жилой дом.
Истец Егисян Н.М. и его представитель Василенко Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, поскольку возведенный без разрешения жилой дом литер «А» соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных норм, не затронул интересы третьих лиц и не представляет угрозы для здоровья и жизни жильцов, просит сохранить жилой дом по адресу: <адрес> и признать за ним право собственности на указанный жилой дом с хозяйственными постройками и гаражом.
Представители ответчика администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Рябоконь К.Д. и Маракулин К.И. не возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что имеется техническое заключение о возможности сохранения и дальнейшей эксплуатации жилого дома. Согласно технического заключения возведенный без разрешения жилой дом соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных норм, не затронул интересы третьих лиц и не представляет угрозы для здоровья и жизни жильцов. Кроме того, поскольку в наследственную массу не вошел жилой дом, кухня и гараж, то за истцом следует признать право собственности на указанные объекты недвижимости в порядке наследования.
Представитель третьего лица, на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Автономного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Тихорецкий район» Нартова Е.А. не возражала против удовлетворения иска.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти II-АГ №, выданном повторно 23 августа 2007 года Отделом ЗАГС Тихорецкого района управления ЗАГС Краснодарского края.
После её смерти осталось наследство – земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 13 декабря 1988 года, согласно которого ФИО1 купила домовладение состоящее из жилого дома, полезной площадью 49,6 кв. м, жилой площадью 49,6 кв. м, четырех сараев, гаража, забора, двух туалетов, канализационных труб.
Егисян Н.М. 17 ноября 2010 года выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью 729 кв. м, с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права 23-АИ 388030, выданного 08 декабря 2010 года Егисян Н.М. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью 729 кв. м, с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно справке нотариуса Тихорецкого нотариального округа №16 от 13 января 2011 года Егисян Н.М. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом, поскольку на строительство жилого дома литер «А», гаража литер «Г1», кухни литер «Г2» разрешение не представлено и право собственности на указанные объекты у умершей ФИО1 не возникло.
Из сведений технического паспорта, выданного 10 декабря 2010 года филиалом ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по Тихорецкому району, следует, что жилой дом литер «А», гараж литер «Г1», кухня литер «Г2» по <адрес> возведены без разрешения.
В соответствии с частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Из технического заключения ЗАО «Институт «Тихорецкагропромпроект» №8 от 13 января 2011 года следует, что строительство жилого дома литер «А» по <адрес> не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Инженерные коммуникации находятся в рабочем состоянии. Комиссия считает возможным сохранение и дальнейшую эксплуатацию жилого дома построенного без разрешительной документации. Построенный жилой дом соответствует требованиям экологических, саиитарно-технических, противопожарных норм, не затрагивают интересы третьих лиц и не представляют угрозы для здоровья и жизни жильцов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что возведенный жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, являющимся свободным от прав на него третьих лиц, использование земельного участка под самовольное строительство соответствуют разрешенному использованию.
При таких обстоятельствах, учитывая, что строение возведено без нарушения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, с соблюдением норм СниП, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании части 2 статьи 218, статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Сохранить самовольные постройки - жилой дом литер «А» общей площадью 172,4 кв. м, с погребом литер «под/А» площадью 20,0 кв. м, гараж литер «Г1» общей площадью 25,5 кв. м, кухню литер «Г2» общей площадью 18,2 кв. м по <адрес>.
Признать за Егисян Норайром Мкртичевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <адрес> право собственности на жилой дом литер «А» общей площадью 172,4 кв. м, с погребом литер «под/А» общей площадью 20,0 кв. м, гараж литер «Г1» общей площадью 25,5 кв. м, кухню литер «Г2» общей площадью 18,2 кв. м с хозяйственными постройками и сооружениями по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.
Судья