Решение по иску Вчерашней Н. А. к Упр. Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



К делу № 2-59/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.В.,

с участием истца Вчерашней Н.А.,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении – Павлють Т.А., действующей на основании доверенности № 01-316 от 24.01.2011 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вчерашней Натальи Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Вчерашняя Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ОПФ) о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, указывая, что 17 июня 2010 года она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении №127\5 от 10.08.2010 года отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Решением комиссии не включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение оспариваемый период работы: с 15 ноября 1980 года по 29 ноября 1989 года – в должности руководителя детского оркестра народных инструментов и руководителя детского сектора, ввиду отсутствия в наименовании вида учреждения и должности –детского учреждения. Истец считает действия УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении незаконными, поскольку в оспариваемый период работы действовало "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" №1397, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года. В пункте 2 указанного постановления говорится о том, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в пункте 1 настоящего положения, засчитывается: работа…во внешкольных детских учреждениях… Внешкольными детскими учреждениями считались те, где организовывалась работа с детьми. В пункте 2 Приказа Министерства просвещения СССР №227 от 14.11.1986 года "Об утверждении Номенклатуры внешкольных учреждений" указано: "Сохранить действующие на 1 декабря 1986 года внешкольные учреждения, не вошедшие в настоящую номенклатуру", а сам приказ включает в номенклатуру также детские музыкальные, хореографические, хоровые студии (создаваемые предприятиями, учреждениями и организациями). Отсутствие документов, подтверждающих некорректность записи в трудовой книжке не является основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как имеются иные справки, подтверждающие работу с детьми. Поэтому истолкование норм нового пенсионного законодательства, как позволяющих не включать время выполнения работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение. Истец просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, вышеуказанный период работы и назначить пенсию с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а именно с 17 июня 2010 года.

В судебное заседание представитель ОПФ по Краснодарскому краю не явился. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлен. В суд не представлено сведений об уважительности неявки представителя, в связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании истец требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика УПФ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №127\5 от 10.08.2010 года Вчерашней Н.А. отказано в назначении пенсии на льготных основаниях с учетом специального стажа, из-за отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет. При рассмотрении всех периодов работы Вчерашней Н.А. специальный стаж в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ"О трудовых пенсиях в РФ" составил 15 лет 08 месяцев 28 дней. При этом на сегодняшний день дополнительно включен в специальный стаж период работы с 01 января 2010 года по 17 июня 2010 года в качестве музыкального руководителя Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья ст.Архангельской". Поэтому стаж Вчерашней Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющей педагогическую деятельность составил 16 лет 02 месяца 15 дней. Не был включен в подсчет специального стажа период работы с 15 ноября 1980 года по 29 ноября 1989 года в качестве руководителя оркестра народных инструментов и руководитель детского сектора Дома культуры колхоза "Советская Родина", так как в соответствии с п.1 раздела "Наименование учреждений" Списка…от 29.10.2002 года №781 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных п.1 раздела "Наименование должностей" Списка… от 29.10.2002 года №781.

В соответствии с пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка… от 29.10.2002 года №781 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка… от 29.10.2002 года №781.

Наименования должностей и учреждений строго определены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Поскольку в наименовании учреждения отсутствует указание на детское учреждение, а должность "руководитель оркестра" и "руководитель детского сектора" отсутствует в наименовании должности Списка… от 29.10.2002 года №781, то спариваемый период не может быть засчитан в специальный стаж. Список… от 29.10.2002 года №781 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Органы Пенсионного фонда не наделены полномочиями проводить аналогию или тождественность выполняемых функций наименованиям должностей, утвержденных Списком.., поэтому отказ в назначении пенсии Вчерашней Н.А. с учетом специального стажа вынесен правомерно и соответствует действующему законодательству.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что работала директором Дома культуры колхоза "Советская Родина" с 1983 по 1989 год. Дом культуры не являлся детским учреждением, но в составе имел детский сектор, где осуществлялась работа с детьми. Истицу знает с 1980 года, когда Вчерашняя Н.А. пришла работать в Дом культуры. На основании решения правления колхоза Вчерашнюю Н.А. приняли на работу в качестве руководителя оркестра народных инструментов. Затем с 1981 года назначили руководителем детского сектора без издания приказа, поскольку в то время этого не требовалось в отделе кадров колхоза, чем объясняется отсутствие записи в трудовой книжке на указание приказа. В ее обязанности входила кружковая работа непосредственно с детьми в течение 3 часов ежедневно, руководство всеми детскими кружками Дома культуры, организация массовых мероприятий с детьми. Однако должностных обязанностей не сохранилось. Являлась ли эта работа, которая засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность ей неизвестно.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО2 пояснила, что знакома с истцом с 1980 года, когда Вчерашняя Н.А. пришла работать в Дом культуры, истец работала заведующей детским сектором. Также пояснила, что это был Дом культуры, у которого была общая направленность для проведения досуга, в состав которого входил и детский сектор.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

В судебном заседании установлено, что Вчерашняя Н.А. имеет высшее образование по специальности культурно-просветительная работа, что подтверждается дипломом РВ № 320735.

Вчерашней Н.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в специальный стаж не включен период работы: с 15 ноября 1980 года по 14 июня 1981 года в качестве руководителя оркестра народных инструментов Дома культуры колхоза "Советская Родина" и с 15 июня 1981 года по 29 ноября 1989 года в качестве руководителя детского сектора Дома культуры колхоза "Советская Родина". При этом, ей разъяснено право на получение пенсии по достижении общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет.

Тот факт, что в указанный период Вчерашняя Н.А. работала в должности руководителя оркестра народных инструментов и руководителя детского сектора Дома культуры колхоза "Советская Родина" и осуществляла работу с детьми, подтверждается свидетельскими показаниями ФИО1 и ФИО2, а так же записями в ее трудовой книжке. Однако, в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста данная деятельность не может быть включена по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Данный закон не связывает возможность реализации этого права с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, определяющим условием является осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, выполняющие одновременно особенные условия: осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002года, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" наименования учреждений таких как "Дом культуры", "оркестр народных инструментов", "колхоз", не предусмотрены. Кроме того, ни "Списком…" №781 от 29.10.2002 года, ни "Списком…" №1067 от 22.09.1999 года должности "руководитель оркестра" и "руководитель детского сектора" не предусмотрены.

В силу статьи 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" учреждение "Дом культуры" не относится к учреждениям дополнительного образования детей или другим учреждениям, осуществляющим образовательный процесс.

Согласно свидетельских показаний, учреждение "Дом культуры", в котором работала Вчерашняя Н.А. в оспариваемый период не имело педагогической направленности, не занималось образовательной и воспитательной деятельностью с детьми и не являлось внешкольным учреждением для детей.

Следовательно, отсутствуют основания утверждать, что Вчерашняя Н.А. работала в сфере образования.

Доводы истца о том, что оран, осуществляющий пенсионное обеспечение незаконно отказал ей в назначении досрочной пенсии по старости, не принимая во внимание действующее пенсионное законодательство в оспариваемый период, а именно "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №15, необоснованны. Учитывая, что распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит статьям 1,19,39,55,59 Конституции РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. То есть, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

Поскольку пенсионным законодательством "Дом культуры" не был включен в номенклатуру внешкольных учреждений для детей как в оспариваемый период, так и в номенклатуру учреждений дополнительного образования детей или других учреждений, осуществляющих образовательный процесс в настоящее время, то исходя из конкретного случая невозможно установить тождественность выполняемой истцом деятельности в Доме культуры с деятельностью в учреждении для детей. Поэтому Вчерашняя Н.А. не приобрела право так же и на основании действующего пенсионного законодательства в оспариваемый период ее работы.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах дела, суд считает, что отказ Вчерашней Н.А. о включении в специальный стаж периода работы: с 15 ноября 1980 года по 29 ноября 1989 года в качестве руководителя детского оркестра народных инструментов и руководителя детского сектора Дома культуры колхоза "Советская Родина" является законным. Следовательно, суд считает необходимым отказать Вчерашней Н.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и не порождающим правовых последствий решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Тихорецком городском поселении Краснодарского края.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ", руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать Вчерашней Наталье Александровне в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении Краснодарского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: