Решение по иску Красникова Л.А. к УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении, ОПФ Российской Федерации по Краснод. краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



К делу № 2-295/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.В.,

с участием истца Красникова Л.А.,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении – Павлють Т.А., действующей на основании доверенности № 01-316 от 24.01.2011 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красникова Леонида Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Красников Л.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ОПФР) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что 01.10.2010 года он обратился в УПФ РФ (ГУ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении от 08.11.2010 года №183/10 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Решением комиссии не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы: с 02.09.1986 года по 21.10.1991 года – в должности руководителя радиотехнического кружка станции юных техников города Тихорецка; с 22.10.1991 года по 11.02.1993 года в должности руководителя радиотехнического кружка "Центра технического творчества"; с 12.02.1993 года по 31.10.1999 года в должности педагога дополнительного образования "Центра технического творчества города Тихорецка", так как до 01.11.1999 года действовал Список…, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, в котором не включены наименования должностей: руководитель и педагог дополнительного образования; С 01.11.1999 года по 23.04.2001 года в должности педагога дополнительного образования "Центра технического творчества города Тихорецка"; так как в соответствии с Правилами…от 22.09.1999 года №1067 работа в учреждениях дополнительного образования детей – пункт 15 раздела "Наименование учреждений" засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка…, в котором наименование учреждение "Центр технического творчества" не предусмотрен; С 24.04.2001 года по 13.11.2002 года и с 14.11.2002 года по 01.11.2010 года в должности педагога дополнительного образования МУ ДОД "Центра детского технического творчества города Тихорецка", так как на 01.11.1999 года не выработана выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком… от 06.09.1991 года №463 и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка… от 22.09.1999 года и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "наименование учреждений" Списка… от 22.09.1999 №1067. Оспариваемые периоды не включены в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости неправомерно. Считает действия УПФ РФ (ГУ) в Тихорецком городском поселении незаконными и просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, оспариваемые периоды работы и назначить пенсию с 01октября 2010 года.

В судебное заседание представитель ОПФ по Краснодарскому краю не явился. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлен. В суд не представлено сведений об уважительности неявки представителя, в связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании истец требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, пояснив, что в оспариваемые периоды осуществлял педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей. Функции, условия и характер работы в данных должностях не изменялись даже при переименовании учреждений. Однако, из-за формальности, допущенной работодателем в записи трудовой книжки и определении наименования учреждений, он лишен права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не зависимо от возраста. При оценке периодов трудовой деятельности истца не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды, оспариваемые истцом, так как до 01.11.1999 года действовал Список…, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, в котором не включены наименования должностей: руководитель и педагог дополнительного образования; в соответствии с Правилами…от 22.09.1999 года №1067 работа в учреждениях дополнительного образования детей – пункт 15 раздела "Наименование учреждений" засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка…, в котором наименование учреждение "Центр технического творчества" не предусмотрен; на 01.01.2001 года не выработана выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком… от 06.09.1991 года №463 и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка… от 22.09.1999 года и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "наименование учреждений" Списка… от 22.09.1999 №1067. Считает, что отказ в назначении пенсии Красникову Л.А. с учетом специального стажа вынесен правомерно и соответствует действующему законодательству, что подтверждается государственной экспертизой условий труда.

Согласно заключения № 27/ДА-суд от 12 мая 2011 года – государственной экспертизы условий труда, произведенной ведущим консультантом отдела Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Краснодарского края А.В.Дроздовым, на основании определения Тихорецкого городского суда от 28 марта 2011 года следует, что Красников Л.А. в основное рабочее время (по основной работе) работал в МОУ ДОД «ЦДТТ муниципального образования город Тихорецк»: с 24 августа 1984 года по 30 ноября 1992 года в должности служащего – «руководителя кружка»;

с 01 декабря 1992 года по 01 ноября 2010 года в должности служащего - «Педагог дополнительного образования».

Условия и характер труда Красникова Леонида Александровича по основной работе (в основное рабочее время) в МОУ ДОД «ЦДТТ муниципального образования город Тихорецк»:

1) с 01 сентября 1986 года по 12 февраля 1993 года в должности - «Руководитель радиотехнического кружка»;

2) с 12 февраля 1993 года до 01 января 2001 года в должности - «Педагог дополнительного образования»;

соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначения пенсии, для зачёта в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Стаж работы Красникова Леонида Александровича в МОУ ДОД «ЦДТТ муниципального образования город Тихорецк»:

- с 01 января 2001 года по 01 ноября 2010 года в должности - «Педагог дополнительного образования» не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как не выполнено одно из условий пункта 12 ПРАВИЛ 2002 г. - стаж работы Красникова Л.А. в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» СПИСКА 2002 г., в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» СПИСКА 2002 г. на 01.01.2001 года составляет - 15 лет 02 месяца 00 дней, что меньше необходимого 16 лет 8 месяцев.

Стаж работы Красникова Леонида Александровича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 01 ноября 2010 года составил 15 лет 02 месяца 00 дней.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что требования истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

В судебном заседании установлено, что Красников Л.А. имеет техническое образование по специальности оборудование киноустановок, что подтверждается дипломом Щ № 341613.

Красникову Л.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в специальный стаж не включены периоды работы: с 02.09.1986 года по 21.10.1991 года – в должности руководителя радиотехнического кружка станции юных техников города Тихорецка; с 22.10.1991 года по 11.02.1993 года в должности руководителя радиотехнического кружка "Центра технического творчества"; с 12.02.1993 года по 31.10.1999 года; с 01.11.1999 года по 23.04.2001 года в должности педагога дополнительного образования "Центра технического творчества города Тихорецка"; с 24.04.2001 года по 13.11.2002 года и с 14.11.2002 года по 01.11.2010 года в должности педагога дополнительного образования МУ ДОД "Центра детского технического творчества города Тихорецка". При этом, ему разъяснено право на получение пенсии по достижении общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет.

Тот факт, что в указанные периоды Красников Л.А. работал в должности руководителя радиотехнического кружка станции юных техников, руководителя радиотехнического кружка "Центра технического творчества" и педагога дополнительного образования и осуществлял работу с детьми, подтверждается записями в его трудовой книжке. Однако, в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста данная деятельность не может быть включена по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п.1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежавшего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемым им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. То есть, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

В соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Данный закон не связывает возможность реализации этого права с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, определяющим условием является осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, выполняющие одновременно особенные условия: осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.

При этом, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года и "Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лиц имеется факт работы, независимо от ее продолжительности, в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

При оценке пенсионных прав Красникова Л.А., орган, осуществляющий пенсионное обеспечение пришел к выводу, что по состоянию на 01.01.2001 года отсутствовали вышеуказанные условия для зачета в стаж его работы оспариваемых периодов, что подтверждается заключением № 27/ДА-суд от 12 мая 2011 года– государственной экспертизы условий труда, произведенной ведущим консультантом отдела Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Краснодарского края.

Стаж работы Красникова Леонида Александровича в МОУ ДОД «ЦДТТ муниципального образования город Тихорецк» с 01 января 2001 года по 01 ноября 2010 года в должности - «Педагог дополнительного образования» не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как не выполнено одно из условий пункта 12 ПРАВИЛ 2002 г. - стаж работы Красникова Л.А. в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» СПИСКА 2002 г., в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» СПИСКА 2002 г. на 01.01.2001 года составляет - 15 лет 02 месяца 00 дней, что меньше необходимого 16 лет 8 месяцев.

Таким образом, при рассмотрении спора по существу установлено, что по состоянию на 01.01.2001 года у истца отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке…, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Следовательно, Красников Л.А. не приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании действующего пенсионного законодательства, но не утратил право на получение пенсии по достижении общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах дела, суд считает, что отказ Красникову Л.А. о включении в специальный стаж периодов работы: с 02.09.1986 года по 21.10.1991 года – в должности руководителя радиотехнического кружка станции юных техников города Тихорецка; с 22.10.1991 года по 11.02.1993 года в должности руководителя радиотехнического кружка "Центра технического творчества"; с 12.02.1993 года по 31.10.1999 года; с 01.11.1999 года по 23.04.2001 года в должности педагога дополнительного образования "Центра технического творчества города Тихорецка"; с 24.04.2001 года по 13.11.2002 года и с 14.11.2002 года по 01.11.2010 года в должности педагога дополнительного образования МУ ДОД "Центра детского технического творчества города Тихорецка" является законным. Следовательно, суд считает необходимым отказать Красникову Л.А. в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ", руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать Красникову Леониду Александровичу к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком городском поселении, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья