К делу № 2-588/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 года город Тихорецк Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе: судьи Паластровой Г.В., при секретаре судебного заседания Кобышеве Н.В., с участием истца Турчинниковой Е.С., ответчика – представителя администрации муниципального образования Тихорецкий район Скляровой Ж.С., действующей на основании доверенности от 16 июля 2010 года №5053, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район Исаевой И.В., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2010 года №4601, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турчинниковой Екатерины Сергеевны к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Турчинникова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Иск мотивирован тем, что заявитель является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году она узнала, что имеет право стоять на льготной очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Обратившись 20 января 2011 года в отдел жилищных отношений и ипотечного кредитования администрации муниципального образования Тихорецкий район с заявлением о принятии на данный учет после достижения возраста 23 лет, она получила отказ в удовлетворении заявления по жилищному вопросу. Не имея иной возможности защитить свои права, Турчинникова Е.С. обратилась в суд, просит признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготную очередь. В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что 25 ноября 2003 года постановлением главы администрации города Тихорецка передана под опеку бабушке. С 2005 года по 2006 год обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище №37 Краснодарского края по профессии –лаборант-эколог. В процессе обучения ей не разъяснили право на получение жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 года ей стало известно о данном праве, что послужило основанием к обращению в отдел жилищных отношений и ипотечного кредитования администрации муниципального образования Тихорецкого района. Однако, ей было отказано ввиду пропуска срока для постановки на учет. В собственности не имеет жилья и в настоящее время она проживает вместе с мужем и ребенком в квартире по найму, так как за ней не сохранялось право пользования жильем. Просит признать пропуск срока обращения на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по уважительной причине и признать право на предоставление жилья после достижения возраста 23 лет. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма является государственным полномочием Краснодарского края, которое осуществляется администрацией на основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы". Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы муниципального образования, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот – до достижения ими 23 лет, лиц имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Турчинникова Е.С. в период с 01 сентября 2005 года по 30 июля 2006 года обучалась в ПУ №47. В январе 2011 года обратилась с заявлением о постанове на учет после достижения 23-летнего возраста, раннее с данным заявлением не обращалась. Таким образом, Турчинниковой Е.С. отказано в постановке на учет по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с тем, что заявительницей не соблюдены условия и порядок постановки на учет, установленные законодательством Краснодарского края. Вместе с тем, ей рекомендовано обратиться в администрацию Тихорецкого городского поселения с заявлением и необходимыми документами для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории малоимущие граждане. Просит отказать Турчинниковой Е.С. в удовлетворении исковых требований, поскольку ею не представлено подтверждающих документов об уважительности пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация о льготах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является открытой и в реализации прав на обеспечение жилым помещением с соблюдением условий и порядка постановки на учет ни кто не препятствует. В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район в судебном заседании пояснила, что Турчинникова (Сергеева) Е.С. осталась без попечения родителей: мать лишена родительских прав на основании решения Тихорецкого городского суда от 04 ноября 2003 года, отец умер 30 июля 2003 года. Постановлением главы города Тихорецка от 25 ноября 2003 года №1784 попечителем назначена бабушка. 21 июня 2002 года Турчинникова (Сергеева) Е.С. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ее попечителю ФИО5, не имеет закрепленного жилого помещения. Опекуну были устно разъяснено право на льготы Турчинниковой (Сергеевой) Е.С. по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку законодательством не требуется разъяснять право в письменном виде. 21 декабря 2010 года заявитель в устной форме обратилась в управление по вопросам семьи и детства с целью получения консультации по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На момент обращения заявителю исполнилось 23 года, поэтому специалистом ей был разъяснен порядок и условия постановки на учет лиц, из числа детей-сирот, не достигших 23 лет. Закон не возлагает обязанность на орган, осуществляющий функции опеки и попечительства по выявлению и постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таким образом, Турчинникова (Сергеева) Е.С. не имеет законных оснований претендовать на предоставление жилья после достижения возраста 23 лет. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сфере" предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма является государственным полномочием Краснодарского края, которое осуществляется администрацией муниципального образования. Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1535-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях" органы местного самоуправления также наделены государственными полномочиями по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Статьей 5 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ (ред. от 16.07.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: по отдельной категории граждан, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Краснодарского края, - по основаниям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" и Законе Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае". На основании части 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" установлены особенности принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот. Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено, что Постановлением №1784 главы города Тихорецка от 25 ноября 2003 года попечителем Турчинниковой (Сергеевой) Е.С. назначена бабушка ФИО5 С 21 июня 2002 года Турчинникова (Сергеева) Е.С. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ее попечителю ФИО5 и не имеет закрепленного жилого помещения. Турчинникова (Сергеева) Е.С. в период с 01 сентября 2005 года по 30 июля 2006 года обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище №37 Краснодарского края и находилась на государственном обеспечении, что не оспаривается сторонами. По окончании учебы истец достигла 18 лет и имела право на льготных основаниях на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном законодательством. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что до достижении 23 лет ни Турчинникова Е.С. ни ее законный представитель не обращались в орган местного самоуправления с формализованным заявлением и документами, подтверждающими право для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот. 09 февраля 2011 года Турчинникова Е.С., после достижения 23 лет, обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истцу было отказано в постановке на учет по данной категории в связи с тем, что заявительницей не соблюдены условия и порядок постановки на учет, установленные законодательством Краснодарского края. Рекомендовано обратиться в администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района с заявлением и необходимыми документами для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории малоимущие граждане. Данное решение истец не оспаривает, поскольку ею пропущен срок для обращения с данным заявлением. Однако, считает что срок пропущен по уважительной причине. Доводы истца о том, что срок для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма пропущен в связи с тем, что ей не своевременно разъяснено право на обеспечение жильем, а так же порядок реализации этого права, суд считает необоснованными. Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих о ненадлежащем исполнении, возложенных на орган местного самоуправления и управление по вопросам семьи и детства обязанностей о разъяснении прав в письменном виде. Вместе с тем, действующим законодательством не возложена обязанность на орган местного самоуправления выявлять лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Исходя из положений действующего законодательства истец утратила право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись по этому вопросу в компетентные органы для постановки на учет за пределами 23-летнего возраста. Следовательно, действие Закона N 159-ФЗ и законодательства Краснодарского края на нее уже не распространяется, в связи с чем оснований для удовлетворения иска нет. Кроме того, достигнув совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста, Турчинникова Е.С. не выражала в установленной законом форме свое волеизъявление, направленное на принятие органом муниципального образования ее на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотя препятствий к этому не было. При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Турчинниковой Е.С. к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л : Отказать в удовлетворении исковых требований Турчинниковой Екатерины Сергеевны к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья