К делу №2-684/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (Заочное) 01 июня 2011 года город Тихорецк Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе: судьи Хмелевской Т.С., при секретаре судебного заседания Чуприненко И.А., с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю – Антонова А.И., действующего на основании доверенности №0101102/3252 от 06 мая 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО АПФ "Тихорецкконсервы" об устранении нарушений в области природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО АПФ "Тихорецкконсервы". В результате проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО АПФ "Тихорецкконсервы". В связи с чем, Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ООО АПФ "Тихорецкконсервы" об устранении нарушений в области природоохранного законодательства. В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала, пояснила, что в результате проверки ООО АПФ "Тихорецкконсервы", проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой в апреле 2011 года, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 №89 "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ООО АПФ "Тихорецкконсервы" не осуществляет производственный лабораторный контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отсутствует согласованный план-график производственного контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на текущий год и отчет о его исполнении за предыдущий год. Отсутствуют акты отбора проб и протоколов КХА. Не ведутся журналы по формам ПОД. Не подтверждён класс опасности 9 видов отходов, таких как: тара из-под средств обработки и защиты растений 2 кл. опасности (код по федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО) 531 000 00 00 0); фильтрующий элемент отработанных масляных автомобильных фильтров (код по ФККО 187 000 00 00 00 0); тара из-под средств обработки и защиты растений 3 кл. опасности (код по ФККО 531 000 00 00 0); тара из-под средств обработки и защиты растений 4 кл. опасности (код по ФККО 531 000 00 00 0); тара из-под дезсредств 4 кл. опасности (код по ФККО 594 000 00 00 0); тара из-под лакокрасочных материалов 4 кл. опасности (код по ФККО 555 000 00 00 0); фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров (код по ФККО 187 000 00 00 00 0); отходы (мусор) от уборки территории предприятия (код по ФККО 912 000 00 00 00 0); отработанная транспортерная лента (код по ФККО 575 000 00 00 00 0). Паспорта на данные виды отхода предприятием не составлены и не утверждены. Не представлены договора на утилизацию отходов 1 класса опасности, а также товарные накладные, счета-фактуры подтверждающие утилизацию отходов 1 класса опасности, таких как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак. На предприятии отсутствует обученный специалист, имеющий право работы с опасными отходами. В ходе осмотра территории предприятия установлено, что на предприятии не оборудованы места для временного хранения отходов производства и потребления, а именно: по периметру всей эксплуатируемой территории на открытых площадках, не имеющий твердого покрытия, вне контейнеров, допускается совместный сбор и временное хранение отходов различного класса опасности, таких как: камеры пневматические отработанные, отработанные автомобильные покрышки, тара из-под минеральных масел, древесные отходы из натуральной чистой древесины, лом черных металлов, твердые бытовые отходы и т.д. Также на используемом ООО АПФ «Тихорецкконсервы» земельном участке допускается сжигание отходов производства и потребления. В результате указанных действий ООО АПФ "Тихорецкконсервы" нарушаются интересы неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды, права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью общества. Кроме этого, представитель истца пояснила, что представленные ООО АПФ "Тихорецкконсервы" в ходе проверки акты о вторичном использовании отходов хозяйственной деятельности предприятия, о передаче их для личных нужд работников и близлежащего населения составлялись фактически лишь для отчетности и на момент проверки указанные отходы, в частности, транспортерная лента, находились на свалке. Готовая продукция, производимая ООО АПФ "Тихорецкконсервы" хранится совместно с отходами различных классов опасности. Лимит на размещение отходов ООО АПФ "Тихорецкконсервы" просрочен, срок его действия истек 01 марта 2009 года. Истец просит обязать ООО АПФ "Тихорецкконсервы" устранить в полном объеме допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю – Антонов А.И. поддержал заявленные Тихорецким межрайонным прокурором исковые требования, пояснив, что для вторичного использования отходов необходимо было определить класс их опасности и только после этого использовать. При использовании необходима специальная лицензия для переработки опасных отходов. Между тем, в ходе проверки установлено, что паспорт на утилизацию отходов у предприятия отсутствует, класс опасности не определен. Возле цеха ООО АПФ "Тихорецкконсервы" функционирует несанкционированная свалка отработанной тары, отходов производства, бытовой мусор. Указанные отходы различных классов опасности складируются на территории без соблюдения действующего природоохранного законодательства. Представитель ответчика – ООО АПФ "Тихорецкконсервы" в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства в соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает следующее. Статьёй 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьёй 11 Федерального Закона РФ от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно требованиям статьи 14 того же Закона отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В силу статьи 51 Федерального Закона РФ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Статьёй 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, а согласно пункту 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промышленных отходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. В соответствии с положениями пункта 2.7 Приказа Ростехнадзора №570 от 15.08.07г. документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, которое выдается для каждого вида отхода конкретно. В соответствии с пунктом 2.9 указанного Приказа срок действия паспорта опасного отхода: для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2.12.2002 №786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 9.01.2003 регистрационный №4107), не устанавливается; для отходов, не включенных в ФККО, ограничивается на период регистрации данного отхода. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, то есть на опасные отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Согласно требованиям статьи 19 выше указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. ООО АПФ "Тихорецкконсервы" ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, расположено по адресу: Тихорецкий район, город Тихорецк, улица <адрес>, №, осуществляет деятельность по производству консервной продукции, переработке, заготовке, закупке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, не явившимся в судебное заседание и не опровергнувшим доводы исковой стороны, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Тихорецкого отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" и специалиста Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея была проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды ООО АПФ "Тихорецкконсервы". В результате проверки установлено, что ООО АПФ "Тихорецкконсервы" не осуществляет производственный лабораторный контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. У предприятия отсутствует согласованный план-график производственного контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на текущий год и отчет о его исполнении за предыдущий год. Отсутствуют акты отбора проб и протоколов КХА. Не ведутся журналы по формам ПОД. Не подтвержден класс опасности 9 видов отходов, таких как: тара из-под средств обработки и защиты растений 2 класса опасности (код по федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО) 531 000 00 00 0); фильтрующий элемент отработанных масляных автомобильных фильтров (код по ФККО 187 000 00 00 00 0); тара из-под средств обработки и защиты растений 3 класса опасности (код по ФККО 531 000 00 00 0); тара из-под средств обработки и защиты растений 4 класса опасности (код по ФККО 531 000 00 00 0); тара из-под дезсредств 4 класса опасности (код по ФККО 594 000 00 00 0); тара из-под лакокрасочных материалов 4 класса опасности (код по ФККО 555 000 00 00 0); фильтрующий элемент отработанных воздушных автомобильных фильтров (код по ФККО 187 000 00 00 00 0); отходы (мусор) от уборки территории предприятия (код по ФККО 912 000 00 00 00 0); отработанная транспортерная лента (код по ФККО 575 000 00 00 00 0). Паспорта на данные виды отхода предприятием не составлены и не утверждены. Не представлены договора на утилизацию отходов 1 класса опасности, а также товарные накладные, счета-фактуры подтверждающие утилизацию отходов 1 класса опасности, таких как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак. На предприятии отсутствует обученный специалист, имеющий право работы с опасными отходами. В ходе осмотра территории предприятия установлено, что на предприятии не оборудованы места для временного хранения отходов производства и потребления, а именно по периметру всей эксплуатируемой территории на открытых площадках, не имеющий твердого покрытия, вне контейнеров, допускается совместный сбор и временное хранение отходов различного класса опасности, таких как: камеры пневматические отработанные, отработанные автомобильные покрышки, тара из-под минеральных масел, древесные отходы из натуральной чистой древесины, лом черных металлов, твердые бытовые отходы и т.д. Также на используемом ООО АПФ «Тихорецкконсервы» земельном участке допускается сжигание раннее перечисленных отходов производства и потребления. Представленные ООО АПФ "Тихорецкконсервы" в ходе проверки акты о вторичном использовании отходов хозяйственной деятельности предприятия, о передаче их для личных нужд работников и близлежащего населения составлялись лишь для отчетности, на момент проверки отходы производства находились на свалке, что подтверждают данные фототаблиц №1-№16 в материалах дела, где отображена территория ООО АПФ "Тихорецкконсервы", расположенного по адресу: город Тихорецк, улица <адрес>. Возле цеха ООО АПФ "Тихорецкконсервы" функционирует несанкционированная свалка отработанной тары, отходов производства, бытовой мусор. Указанные отходы различных классов опасности, складируются на территории ООО АПФ "Тихорецкконсервы" без соблюдения требований законодательства. Более того, как установлено в ходе проверки, готовая продукция, производимая ООО АПФ "Тихорецкконсервы" хранится совместно с отходами различных классов опасности. Срок действия имеющегося у ООО АПФ "Тихорецкконсервы" разрешения №В11/101 от 24 июня 2008 года на предельно допустимые (ПДВ) и временно согласованный выброс (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух истек 01 марта 2011 года. Изложенное свидетельствует о допущении ООО АПФ «Тихорецкконсервы» нарушений требований Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в результате чего нарушаются интересы неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО АПФ" Тихорецконсервы" допущены нарушения природоохранного законодательства. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Невыполнение ООО АПФ "Тихорецкконсервы" природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью людей. При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора обоснованны и подлежат полному удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО АПФ "Тихорецкконсервы" об устранении нарушений в области природоохранного законодательства удовлетворить. Обязать ООО АПФ "Тихорецкконсервы" устранить в полном объеме допущенные нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в полном объёме. На заочное решение суда ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого заочного решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: