К делу №2-715/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2011 года Тихорецкий городской суд Краснодарского края всоставе: судьи Соловьёвой О.М., при секретаре судебного заседания Борисовой Р.Н., с участием в судебном заседании: от истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.; лица, в интересах которого заявлен иск – Коцарева Алексея Игнатьевича; представителя ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район – Васильченко Светланы Александровны (доверенность от 16.07.2010 №5054), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры Краснодарского края в интересах Коцарева Алексея Игнатьевича к администрации муниципального образования Тихорецкий район об обязании восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Тихорецкой межрайонной прокуратуры Краснодарского края (далее – прокурор) обратился с исковым заявлением к администрации Муниципального Образования Тихорецкий район (далее – администрация) в интересах ветерана Великой Отечественной войны Коцарева Алексея Игнатьевича (далее – ветеран) с требованием обязать восстановить его на учете нуждающихся в жилом помещении. Иск мотивирован правом ветерана на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941?1945 годов», незаконностью Постановления администрации Муниципального образования Тихорецкий район от 11.11.2010 №2182 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Права Коцарева А.И., проживающего в семье из шести человек, нарушены, поскольку жилой дом является частной собственностью его зятя, состоит из четырех жилых комнат, две из которых проходные, на каждого проживающего приходится менее 7,8 кв.м. жилой площади. В судебном заседании прокурор иск поддержал, пояснив, что считает несправедливым отказ ветерану, имеющему формальное, но не фактическое право на 13,8 кв. м жилой площади, в постановке на учет по правилу превышения учетной нормы общей площади благоустроенного жилого помещения, установленной для муниципального образования 10 кв.м. на одного человека. Проведенной проверкой прокурор установил, что ветеран не имеет возможности проживать в проходной комнате дома, где зарегистрирован, поэтому фактически живет в неприспособленной дляпостоянного проживания граждан летней кухне. Коцарев Алексей Игнатьевич поддержал иск прокурора, пояснив, что ему почти 85 лет, а он не имеет нормальных условий для жизни. Дом принадлежит зятю, который по просьбе дочери ветерана согласился вселить его. На проживание в доме Коцарев А.И. не претендует, поскольку проходная комната площадью 9,3 кв.м. для него хуже кухни, она неизолированная, имеет три двери, почти не имеет естественного освещения, поэтому проживание в летней кухне оказалось для него лучше. Представитель администрации требования не признал. Возражения основаны на том, что Коцарев Алексей Игнатьевич проживает в жилом доме № по улице <адрес> станицы <адрес> Тихорецкого района Краснодарского края в качестве члена семьи собственника. Общая площадь жилого дома составляет 83,3 кв.м., семья состоит из шести человек. Учетная норма для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определена Решением Совета Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района от 23.01.2009 №167. Для благоустроенных жилых помещений учетная норма установлена в размере 10,0 кв.м., а для помещений с частичными коммунальными удобствами – 11,0 кв.м.. Обеспеченность Коцарева А.И. составляет 13,3кв.м., поэтому Васильченко С.А. считает необоснованными заявленные требования. Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Как видно из материалов дела, 18.10.2010 Коцарев Алексей Игнатьевич обратился в администрацию Муниципального образования Тихорецкий район с просьбой о включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение жилого помещения в соответствии сУказом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Постановлением от 11.11.2010 №2182 Коцареву А.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью его общей площадью жилого помещения 13,8 кв. м, что превышает учетную норму, установленную Решением Совета Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района от 23.01.2009 №167: в размере 10,0 кв. м для благоустроенных жилых помещений и 11,0 кв. м для помещений с частичными коммунальными удобствами (л.д.18 оборот). Коцарев Алексей Игнатьевич в течение 21 года, с 03.08.1990, зарегистрирован проживающим в домовладении № по улице <адрес> станицы <адрес> Тихорецкого района Краснодарского края (л.д. 13,оборот). Он является ветераном Великой Отечественной войны, о чем выдано удостоверение серии № (копия на л.д. 16). При проверке прокурором жилищных условий ветерана установлено, что фактически он проживает не в жилом доме, а в летней кухне, которая не приспособлена для постоянного проживания граждан (л.д. 23-30). К иску прокурора приобщены фототаблицы, которые объективно подтверждают его доводы. Данные факты не опровергаются ответчиком, отказавшим ветерану в постановке на учет нуждающихся в жилье поформальной норме, согласно которой учитывается предполагаемое право гражданина пользоваться общей площадью жилого дома, где он значится зарегистрированным. Из технического паспорта жилого дома, где проживает ветеран, видно, что в доме имеются две изолированные комнаты - №1 жилой площадью 10,4 кв.м. и №3 жилой площадью 10,3 кв.м. (план на л.д.10). Комната №2 жилой площадью 17,2 кв.м., в которой имеется естественное освещение, является проходной (там же). Судом установлено, что в этих трех комнатах проживают пять человек: собственник Мирончук Борис Иванович и его супруга Мирончук Татьяна Алексеевна; сын собственника Мирончук Алексей Борисович с супругой Мирончук Ириной Николаевной; взрослая дочь собственника Мирончук Ольга Борисовна 14.02.1981 г. рождения. Комната №4 площадью 9,3 кв.м. является проходной для остальных трёх комнат (в ней расположены три двери), а естественное освещение не является непосредственным, поскольку единственное окно выходит на крытое крыльцо дома (план технического паспорта, л.д. 10). Подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» Правительству Российской Федерации поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. В соответствии с пунктом 1 названного Указа Президент Российской Федерации постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах). На основании пункта 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нормой пункта 3 статьи 15 данного Закона гарантировано обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. При этом особо оговорено, что участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения. Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным дляжилых помещений требованиям. Пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее. Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47(далее – Положение). Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. В соответствии с пунктом 4 Положения, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. При этом пунктом 5 этого же нормативного акта определено, что жилым помещением также признается комната, как часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Пунктом 25 Положения установлено, что комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение. Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Вышеизложенное свидетельствует о том, что жилым помещением, предназначенным для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире, могут быть изолированные комнаты, имеющие естественное освещение. Данный правовой вывод также логически следует из общего правила гражданского и жилищного законодательства о том, что неизолированные комнаты не могут выступать самостоятельным предметом договора найма жилого помещения. Формально определив отсутствие права Коцарева А.И. только в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, установленной Решением Совета Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района от 23.01.2009 №167 в размере 10,0 кв.м. для благоустроенных жилых помещений и 11,0 кв.м для помещений с частичными коммунальными удобствами, ответчик не учел, что Коцарев А.И. фактически проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Кроме того, ветеран отнесен к особой категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от его имущественного положения (пункт 3 статьи 15 Закона о ветеранах). При этом суд считает, что под имущественным положением Коцарева А.И. применительно к данной норме следует понимать имущественные права в отношении жилого помещения, где он проживает, ограниченные правом пользования. Тем более, что это право нельзя считать постоянным, поскольку оно находится в зависимости от его нахождения в числе членов семьи собственника. В силу пункта 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Вместе с тем, пунктом 4 данной правовой нормы установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию. Из обстоятельств дела следует, что соглашение о бессрочном сохранении права пользования жилым помещением, или возможность алиментных обязательств между лицом, в отношении которого заявлены требования и собственником жилого дома, его зятем, отсутствуют. Следовательно, право пользования жилым помещением, где ветеран зарегистрирован, но фактически не проживает, зависит в будущем от сохранения членства в семье собственника, поэтому суд считает, что формальное право пользования этим жилым помещением является условным. Анализируя нормы пунктов 4 и 5 статьи 50 Жилищного Кодекса, суд установил следующее. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилищный кодекс Российской Федерации не указывает конкретный размер учетной нормы, отнеся это к компетенции органов местного самоуправления. Решением Совета Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района от 23.01.2009 №167 учетная норма определена в размере 10,0 кв.м. для благоустроенных жилых помещений и 11,0 кв.м. для помещений с частичными коммунальными удобствами. В данном споре отказ в постановке на учет вызван превышением учетной нормы общей площади дома, в котором зарегистрирован ветеран. Частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации дано правовое определение «общей площади жилого дома». При этом общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. То есть, по смыслу данной нормы, в понятие «общей площади жилого дома» входит площадь кухонь, ванных комнат, туалетов, иных вспомогательных помещений в качестве места непосредственного проживания граждан, поскольку именно посредством данных правил определяется обеспеченность жильем. Суд считает, что жилищем не могут считаться площади туалетов, ванных комнат, помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении. Придание подобного смысла закону умаляет достоинство личности, что не соответствуют пункту 1 статьи 21 и пункту 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. По пункту 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Между тем, норма пункта 2 статьи 15 определила, что объектом жилищных прав – жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). То есть, Жилищный кодекс выделяет три признака помещения, необходимые для того, чтобы считать его жилым, а именно: его недвижимый характер, изолированность и пригодность для постоянного проживания граждан. Очевидно для суда, что «площадь вспомогательного использования», которая не может быть использована в качестве места непосредственного проживания граждан, не является «жилищем» в смысле пункта 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации. Поэтому пункты 4 и 5 статьи 50 Жилищного Кодекса, определившие под «учетной нормой» площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в которой позволяют включать в «учетную норму» площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, которую невозможно использовать в качестве места непосредственного проживания граждан. Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, если федеральный закон противоречит положениям Конституции, судам следует применять непосредственно Конституцию Российской Федерации. Изложенное свидетельствует о том, что в доме, где зарегистрирован проживающим ветеран Великой Отечественной войны Коцарев Алексей Игнатьевич, отсутствует «жилище» в смысле пункта 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, пригодное для его проживания. Изолированная комната в доме отсутствует, а место его фактического проживания (летняя кухня), для проживания не пригодно. Следовательно, администрация, отказывая в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, нарушила конституционное право на жилище ветерана Великой Отечественной войны Коцарева Алексея Игнатьевича, поэтому требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. Законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу 04.01.2010, были внесены существенные изменения, согласно которым ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны получили права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры Краснодарского края в интересах Коцарева Алексея Игнатьевича удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального Образования Тихорецкий район поставить Коцарева Алексея Игнатьевича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Решение может быть обжаловано, опротестовано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней. Судья