Решение по иску Гурнаковой В.С. к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения в Тихорецком районе об оспаривании установленного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца



К делу № 2-771/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года город Тихорецк Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Паластровой Г.В.

при секретаре судебного заседания Борисовой Ю.В.,

с участием прокурора - старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.

ответчика – представителя управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края вТихорецком районе – Сухановой Н.П., действующей наосновании доверенности №1 от 11 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурнаковой Валентины Степановны к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тихорецком районе об оспаривании установленного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Гурнакова В.С. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тихорецком районе (далее УСЗН) об оспаривании установленного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца.

Иск мотивирован тем, что Гурнакова B.C., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, установленной бессрочно. Получает пенсию в размере 7 180 рублей.

С 1990 года находилась в браке с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Супруги ФИО1 семьей в составе двух человек проживали в городе Тихорецке в <адрес>. Гурнакова В.С. находилась на иждивении ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. В 1993 году ФИО1 установлена 2 группа инвалидности. Инвалидность в установленном порядке связана с радиационным облучением, полученным при участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. На основании решения Тихорецкого городского суда от 23 мая 2006 года и определений суда от 24 декабря 2007 года и 30 января 2008 года, а также с учетом последующих индексаций ФИО1 на момент смерти получал ежемесячное возмещение вреда здоровью в размере 49 520 рублей.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом.

Право истицы на получение ежемесячных сумм по потере кормильца является производным от права ее мужа на получение сумм возмещения вреда здоровью, в связи с чем, сумму указанной денежной компенсации для истицы следует рассчитывать исходя из размера ежемесячной суммы, которую получал ее муж при жизни.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1994 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей на момент смерти супруга истицы - инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Положения пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона предусматривают выплату компенсации инвалидам 2 группы - 2500 руб.

При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 44-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 9-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1998 года.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к "Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый закон были внесены изменения и дополнения.

Так, пункт 25 части 1 статьи 14 базового Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы -1000 руб.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью 2 следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания этой нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части 1 статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 был утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно абзацу второму пункта 3 данного "Порядка…" в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83.

В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что из пункта 25 части 1, части 2 статьи 14, абзаца второго пункта 2 части 1 статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора -получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение, как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью, не противоречит Конституции РФ.

Таким образом, расчет полагающейся истице денежной компенсации в связи с утратой кормильца должен производиться из предусмотренного базового твердого размера - 2 500 рублей.

С учетом того, что с момента установления Законом твердого размера компенсации прошло более 10 лет и покупательная способность этой компенсационной выплаты в вязи с инфляцией была существенно снижена, на основании статьи 5 Закона РФ от 5.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», должна быть произведена индексация, начиная со следующего, т.е. с 2002 года.

Поскольку, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

По данным Крайстата (Справка «Крайстата») среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров Краснодарского края за 2001 год составила 1010 рублей (909 + 1036+1012+1084) :4.

Таким образом, индекс роста величины прожиточного минимума, применяемого с 1 января 2002 года, составит 2,085 (1010 : 484).

Показатели индексов роста величины прожиточного минимума на 2003 и 2004 годы соответственно составляют 1,223; и 1,187.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ), начиная с 29.05.2004 г. предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым законом, в порядке, определяемом Правительством РФ, в соответствии с прогнозным индексом инфляции на очередной финансовый год.

За 2005 год - 1,11; за 2006 год - 1, 09; за 2007 год - 1, 08; за 2008 год - 1,105; за 2009 год-1, 13; за2010год-1,1; за2011 год-1,08.

Размер ежемесячного возмещения вреда здоровью ФИО1, подлежит расчету, исходя из твердого размера, должен составлять: 2 500 рублей х 2,085 х 1, 223 xl,187xl,llx 1,09 х 1 08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,08 = 14667,41 рубль. С учетом того, что семья состояла из 2 человек, размер ежемесячной денежной компенсацией в связи с утратой кормильца для Гурнаковой B.C. должен составлять - 14 667, 41 : 2 = 7 333, 70 руб. В связи с этим, просит освободить истца от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333,36 пункт 1, подпункт 3 НК РФ и обязать УСЗН в Тихорецком районе назначить Гурнаковой В.С. в связи с утратой кормильца ежемесячное возмещение вреда здоровья в размере 7 333, 70 рублей с момента ее обращения в этот орган.

В судебное заседание истец и его представитель не явились. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлены. В суд поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем рассмотрение дела возможно без участия истца и его представителя.

В суд поступило заявление представителя истца об изменении исковых требований, согласно которого Гурнакова B.C. изменяет характер требований и просит суд установить положенную ей ежемесячную компенсацию в размере половины от реально получаемого ФИО1 ежемесячного возмещения вреда здоровью на момент его смерти. При этом, ответчик в ходе судебного заседания признал ряд важных по делу обстоятельств: является надлежащим ответчиком по делу; ФИО1 являлся инвалидом 2 группы; инвалидность в установленном порядке связана с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; истец находилась на иждивении умершего ФИО1 и имеет право на назначение этой компенсации. Именно, с учетом указанных обстоятельств, ответчик уже установил истцу на момент рассмотрения дела в суде ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца при отсутствии других лиц, находящихся на иждивении ФИО1 Спор возник по поводу размера установленной ответчиком компенсации и использованных УСЗН правовых оснований.

В обоснование своей позиции ответчик использовал пункт 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей на момент смерти супруга истицы. Данная статья устанавливает, что в случае смерти инвалида «чернобыльца» право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении. Размер компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Положения пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона предусматривают выплату компенсации инвалидам 2 группы в твердом размере- 2500 руб. Лицам, потерявшим кормильца - 50% от этой суммы.

Использованные ответчиком механизмы индексации этой суммы в дальнейшем в данном заявлении не обсуждаются, поскольку не имеют отношения к предмету спора.

Положения приведенного Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, и других, принятых во исполнение этого Закона правовых актов, а именно: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607, утвердившее Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС к рассматриваемому делу применены быть не могут по следующим причинам.

Эти законоположения и правила включают в себя и положение, согласно которому лица, обратившиеся за получением этого вида компенсации до 15.02.2001 года имеют право выбора на расчет размера ВВЗ исходя из заработка. Ответчик в своем возражении эту часть приведенных законоположений не указал вообще. Примечательно, что ФИО1 относится именно к этой категории лиц. И он этим правом воспользовался. Эти законоположения и правила могут иметь отношение только к инвалидам чернобыльцам при определении им размера ежемесячного возмещения вреда здоровью. Размер ВВЗ в связи с утратой кормильца может быть рассчитан только из уже установленного размера этой выплаты инвалиду-чернобыльцу. При этом время обращения за выплатой ВВЗ (до 2001 года, или после) может играть роль только для инвалида-чернобыльца. И не может иметь самостоятельного значения для лица, обратившегося за выплатой ВВЗ в связи с утратой кормильца. Истец, Гурнакова B.C., не является самостоятельным получателем ежемесячного возмещения вреда здоровью, а получает его в связи со смертью кормильца. Размер полагающейся ей компенсации является производным и определяется из размера выплаты, получаемой кормильцем на момент смерти. ФИО1 размер ВВЗ определен во исполнение вступивших в законную силу решений Тихорецкого городского суда от 23.05.2006 года с последующими изменениями. При этом расчет размера ВВЗ Гурнакову определен исходя из размера получаемой им заработной платы, поскольку он являлся получателем этого вида выплат до 2001 года.

Ни одним из действующих Законов не предусмотрена возможность повторного перерасчета получаемого ФИО1 ежемесячного возмещения вреда здоровья в каких-либо иных целях. В том числе, и для определения размера компенсации для Гурнаковой B.C. в связи со смертью кормильца.

Ответчик в данной ситуации не правильно трактует указанные Законы. Базовой основой для этого являются Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 и от 19.06.2002 года. Указанные Постановления установили единые и общеобязательные принципы и правила понимания и применения норм права, регламентирующих возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. К числу таких принципов относятся: вред здоровью, причиненный указанной категории лиц, является невосполнимым и государство должно стремиться использовать все возможности для максимального его возмещения. Недопустимость уменьшения уже установленного размера компенсационных выплат и снижения признанного государством уровня возмещения вреда.

На момент смерти Гурнаков ИЛ. получал ежемесячное возмещение вреда здоровью в размере 50 000 рублей. Семья состояла из двух человек. Таким образом, на находившуюся на его иждивении нетрудоспособную жену Гурнакову B.C. приходилось 25000 рублей. Установление ей ежемесячной компенсации в связи с утратой кормильца в размере 3297 рублей представляется мерой незаконной и дискриминационной, и принятое УСЗН решение не отвечает изложенным принципам. В связи с этим, просит обязать УСЗН в Тихорецком районе назначить Гурнаковой В.С. ежемесячное возмещение вреда здоровью в связи с утратой кормильца в размере 25 000 рублей, исходя из ее права на половину от получаемого ФИО1 ежемесячного возмещения вреда здоровью на момент смерти в размере 50 000 рублей. Выплачивать данную компенсацию с момента ее обращения в этот орган, а именно с 01.03.2011 года.

В судебном заседании представитель ответчика УСЗН иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований. При этом пояснил, что 17 января 2011 года умер ФИО1 инвалид 2 группы вследствие катастрофы на ЧАЭС и получатель ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.

11 марта 2011 года вдова Гурнакова В.С. обратилась в УСЗН в Тихорецком районе за назначением ежемесячной денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью семье умершего инвалида (ЧАЭС), представив необходимые документы.

В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у Гурнаковой В.С. возникло право на ежемесячную денежную компенсацию, как на нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составлял 2500 рублей, установленный вышеназванным законом.

Индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, устанавливается Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в соответствии с пунктом 3 "Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежат индексации:

с 1 июня 2004 года с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», О федеральном бюджете на 2003 год» и «О федеральном бюджете на 2004 год», следовательно, 2500 руб. х 1,38 = 3450 руб.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 года №143 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 №292, от 9 августа 2005 года № 496 установлен индекс – 1,11, следовательно, размер ежемесячной выплаты с 1 января 2005 года составил – 3829,50руб.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2006 года - 1,09, следовательно, размер – 4174,16руб.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2007 года - 1,08, следовательно, размер- 4508,09руб.

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2008 года - 1,105, следовательно размер- 4981,44руб.

Постановлением Правительства РФ от 07 июля 2009 года №545 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 914», которым предусмотрена индексация размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1 января 2009 года на 1,13, следовательно, размер - 5629,02руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», индексируются с 1 января 2010 года с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов», следовательно, размер- 6191,93руб.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», с 1 января 2011 года увеличены размеры ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", на коэффициент 1,065, следовательно, размер – 6594,41руб.

В соблюдение вышеназванных норм законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» управлением социальной защиты населения Гурнаковой В.С. правомерно назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью семье умершего инвалида (ЧАЭС) с 11 марта 2011 года в размере 3297 рублей 21 копейка. (6594 руб. 41 коп. : 2 (количество иждивенцев) = 3297 руб. 21 коп.).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что иск Гурнаковой В.С. не обоснован и не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Нормой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в случае их смерти.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Гурнакова В.С. является вдовой, умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, инвалида второй группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С 11 марта 2011 года Гурнакова В.С. является единственным получателем ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью семье умершего инвалида, согласно Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 утвержденного "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Поскольку право истца на денежную компенсацию возникло со дня подачи заявления, с 11 марта 2011 года, то размер данной компенсации установлен в порядке, установленном действующим законодательством на момент смерти ФИО1 и составил 3297 рублей 21 копейку, то есть в размере 1/2 доли на каждого нетрудоспособного иждивенца от размера по соответствующей группе инвалидности супруга.

Доводы истца о том, что право на получение компенсации не является личным неотъемлемым правом непосредственно ликвидатора аварии на ЧАЭС, а распространяется на членов семьи ликвидатора, кроме того, размер компенсационных выплат членам семьи умершего инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС определяется из последней суммы ВВЗ, установленной судом и получаемой ее супругом на день смерти - 50000 рулей, а не из твердой суммы, установленной законом - 2500 рублей, необоснованны.

ФИО1 являлся получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании решения Тихорецкого городского суда от 23 мая 2006 года и определений суда от 25 сентября 2006 года и 24 декабря 2007 года, что не оспаривается сторонами. На момент его смерти данная выплата составила размер - 49520 рублей. Таким образом, назначенные судом суммы в возмещение вреда здоровью выплачивались и предназначались лично ФИО1 и носили индивидуальный характер.

В соответствии с частью 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства не входят, права и обязанности, непосредственно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на возмещение вреда.

Компенсация в возмещение вреда здоровью связана с личностью ФИО1, носит личностный характер и не входит в состав наследственного имущества, следовательно, не может переходить по наследству.

Процессуальное правопреемство наследников допускается в отношении начисленных сумм, недополученных в связи со смертью, которые умерший мог получить при жизни, а не в части продолжения выплаты наследнику сумм, предназначавшихся умершему.

Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15.02.2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.

Так, пункт 25 статьи 14 данного Закона в новой редакции предусматривает назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы – 5 000 руб., инвалидам 2 группы - 2 500 руб., инвалидам 3 группы -1 000 руб.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью 2, согласно которой в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Из содержания данной нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 года редакцией пункта 25 части 1 статьи 14 Закона. Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно абзаца 2 пункта 3 данного "Порядка…" установлено, что в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения Министерства труда России от 30.11.2001 года № 6, утвержденного Постановлением Министерства труда России от 30.11.2001 г. № 83.

В пункте 3.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П указано, что из п. 25 ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12.02.2001 г., в их нормативном единстве с ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. (то есть после 15.02.2001 г.). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.

Анализируя действующее законодательство следует, что нетрудоспособным иждивенцам умершего инвалида, после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, размер компенсации может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 статьи 14 базового закона.

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца, исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15.02.2001 года, сама Гурнакова В.С. до 15.02.2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, следовательно Управление социальной защиты населения в Тихорецком районе правильно назначило сумму выплаты возмещения вреда, исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ.

Таким образом, Гурнаковой В.С. назначена выплата в соответствии с базовым законом и произведена индексация причитающейся ей денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с применением соответствующих коэффициентов индексации с момента возникновения права на получение данных сумм. Поэтому, истец не вправе требовать назначения ежемесячной выплаты исходя из размера фактически получаемой компенсации ФИО1 на день его смерти.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Гурнаковой В.С. к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тихорецком районе об оспаривании установленного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца,

На основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать Гурнаковой Валентине Степановне в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Тихорецком районе об оспаривании установленного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в связи со смертью кормильца.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья