решение по заявлению прокурора Тихорецкий межрайонной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»



К делу №2 - 1103/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе судьи Соловьёвой О.М., при секретаре Петровой Л.В.,

с участием от прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры Краснодарского края – старшего помощника прокурора Веселовой Ж.Ю.,

от ответчиков: открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – Северо-Кавказской железной дороги – представителя СолодкойЕ.А. (доверенность от 11.10.2010 №НЮ-10/526); негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – главного врача Высоцкого А.В.;

от заинтересованных лиц: администрации муниципального образования Тихорецкий район – представителя Нартовой Е.А. (доверенность от 04.05.2011 №3163); администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района – представителя Маракулина К.И. (доверенность от 12.07.2011 №25); отдела надзорной деятельности Тихорецкого района главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю – представителя Коломиец Г.Г. (доверенность от 30.08.2011 № 28),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Тихорецкий межрайонной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Управлению Северо-Кавказской железной дороги негосударственному учреждению здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – поликлиника, НУЗ поликлиника) о признании их деятельности несоответствующей законодательству Российской Федерации и Уставу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», не обеспечивающей выполнение требований социальной защищенности граждан и должного содержания объекта здравоохранения, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по противодействию терроризму при эксплуатации здания

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тихорецкий межрайонной прокуроры обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), Управлению Северо-Кавказской железной дороги (далее – УСКЖД), негосударственному учреждению здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – НУЗ, поликлиника) о признании их деятельности не соответствующей законодательству Российской Федерации и Уставу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», не обеспечивающей выполнение требований социальной защищенности работников железнодорожного транспорта и жителей города Тихорецка и Тихорецкого района по оказанию услуг в сфере здравоохранения, а также по надлежащему содержанию социального объекта – негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по противодействию терроризму и соблюдению правил пожарной безопасности при эксплуатации здания лечебного корпуса, расположенного по адресу: город Тихорецк, улица Красноармейская,66.

В судебном заседании прокурор требования поддержал, обосновав их результатами прокурорской проверки деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по эксплуатации здания Узловой железнодорожной больницы станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги (далее – узловая железнодорожная больница). В результате проверки установлено:

- здание больницы не эксплуатируется, чем нарушен принцип повышения уровня социальной защищенности работников;

- выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности;

- нарушены требования законодательства о землепользовании;

- не выполняется требование к содержанию объектов социальной сферы;

- не принимаются меры по противодействию терроризму. Этот довод обоснован тем, что здание больницы находится в центре города Тихорецка рядом с двумя государственными общеобразовательными учреждениями (школа и железнодорожный техникум), плохо охраняется, что не исключает свободный доступ посторонних лиц.

В судебном заседании прокурор просит признать эти факты и обязать ответчиков устранить выявленные недостатки.

Ответчики иск не признали. Представитель ОАО «РЖД» и УСКЖД Солодкая Е.А. сослалась на часть 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица и пояснила, что они являются ненадлежащим ответчиком, здание лечебного корпуса бывшей узловой больницы передано в оперативное управление поликлинике; исходя из этого НУЗ «Узловой поликлиники» самостоятельно отвечает по своим обязательствам; прокурор выбрал ненадлежащий способ защиты прав.

Представитель поликлиники Высоцкий А.В. требования не признал и пояснил, что здание лечебного корпуса круглосуточно охраняется сторожем, но не эксплуатируется, поэтому правила пожарной безопасности не имеют значения. Он считает, что уровень социальной защиты железнодорожников не снизился, поскольку они имеют общегосударственные гарантии медицинского обслуживания и обеспечены медицинской помощью в городской больнице по месту жительства. Медицинский персонал больницы, по утверждению Высоцкого, сохранен и продолжает работать в поликлинике.

Представитель третьего лица – муниципального образования, требования прокурора поддержал, пояснил, что собственник и юридическое лицо, в оперативном управлении которого находится комплекс больницы, уклонились от выполнения обязанностей по его содержанию и целевому использованию земельных участков. На территории, прилегающей к корпусам больницы, не производится выкос сорной травы, вывоз складированного мусора, подвалы здания лечебного корпуса затоплены грунтовыми водами. Действия ответчиков препятствуют проведению комплексной реконструкции центра города для формирования современного архитектурного облика и обустройства территории для благоприятной жизнедеятельности граждан.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Тихорецкий городской суд Краснодарского края считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании и являются основаниями для освобождения от доказывания.

Суд признает доказанным, что открытая в 1875 году станция Тихорецкая до настоящего времени является одной из 18-ти основных узловых станций управления Северо-Кавказской железной дороги открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Через станцию проходят поезда дальнего следования из Центральной России и Сибири на курорты Краснодарского края и на Северный Кавказ (за сутки в среднем 64 пары грузовых и 129 пар пассажирских поездов, а также 24 электрички).

Кроме того, на территории Тихорецкого района расположены более 20 предприятий железнодорожного транспорта, находящиеся в структуре единого хозяйствующего субъекта открытого акционерного общества «Российские железные дороги», где работают не только жители города Тихорецка и Тихорецкого района, но и других районов Краснодарского края и регионов Российской Федерации. В связи с этими обстоятельствами Тихорецк считается городом железнодорожников, поскольку основное трудоспособное население работает на вышеперечисленных предприятиях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» создан единый хозяйствующий субъект ОАО «РЖД», определены цели, задачи и виды деятельности Общества. Одной из основных задач подпункт 14 пункта 10 определил повышение уровня социальной защиты работников общества.

На основании пункта 11 Устава открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного этим Постановлением, основным видом в числе прочих является медицинская деятельность Общества.

В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 1111-р, и совместным распоряжением уполномоченных федеральных органов от 30.09.2003 имущественный комплекс спорного государственного учреждения здравоохранения был внесен в качестве вклада в единый уставный капитал ОАО «РЖД», созданного в процессе приватизации государственного имущества железнодорожного транспорта.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 7.07.2004 №2857р утвержден Устав негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая больница на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – больница) с юридическим адресом по месту фактического расположения здания больницы – город Тихорецк Краснодарского края, ул. Красноармейская, д.66.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 29.03.2004 и 13.08.2004 на основании сделки приватизации за ОАО «РЖД» зарегистрировано право собственности наземлю с расположенным на нем комплексом Тихорецкой узловой железнодорожной больницы по адресу: город Тихорецк, улица Красноармейская,66 (л.д. 36).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.12.2004 №4399-р здание лечебного корпуса железнодорожной больницы в числе другого имущества передано в оперативное управление негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая больница на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (л.д. 23-32).

Приказом от 29.12.2007 №100 региональной дирекции медицинского обеспечения на Северо-Кавказской железной дороге филиала «Дирекции медико-технического и фармацевтического обеспечения» ОАО «РЖД» и.о. главного врача Тихорецкой узловой больницы обязан сократить коечный фонд стационара больницы с 01.01.2008 со 120 до 90 коек, с сохранением двух отделений круглосуточного пребывания – терапевтического на 60 коек и хирургического на 30 коек (л.д. 151).

Между обществом и муниципальным образованием города Тихорецка и Тихорецкого района возник спор, связанный с сокращением объема медицинского обслуживания железнодорожников и передачей их на обслуживание городской больнице, не готовой к резкому повышению числа поступающих больных в связи с отсутствием площадей и медперсонала, соответствующего возросшему объему работы.

Данный спор стал предметом рассмотрения Арбитражных судов. Муниципальное образование, посчитав незаконной приватизацию узловой железнодорожной больницы, как социального объекта, просило признать передачу больницы в собственность ОАО «РЖД» незаконной, для сохранения медперсонала, имущества больницы и ее функциональной способности администрация просила передать в собственность муниципального образования.

Отстаивая свои права на здание железнодорожной больницы, ОАО «РЖД» утверждало о необходимости сохранения стационара железнодорожной больницы в комплексе имущества железных дорог для обеспечения социальной защиты работников железнодорожного транспорта в области здравоохранения.

Исходя из того, что данный объект передан в комплексе имущества железных дорог, как необходимый для медицинского обслуживания железнодорожников, Арбитражные суды сочли приватизацию законной.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2008 по делу №А-32-8527/2008-31/161-68/309 об отказе в иске муниципальному образованию мотивировано следующим: «пункт здравоохранения, находившийся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации, призван обеспечить удовлетворение потребностей железнодорожников в медицинских услугах, в силу статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 №153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и пункта 4 раздела IV приложения № 1 к Постановлению от 27.12.1991 №3020-1»; «в соответствии со статьей 6 Закона от 27.02.2003 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» одним из видов деятельности, осуществляемых обществом (единым хозяйствующим субъектом), является содержание объектов социальной сферы, находящихся в его собственности, а один из основных принципов деятельности общества – повышение уровня социальной защищенности его работников» (л.д. 37,38).

Следовательно, больница являлась государственным учреждением, действующим в целях обеспечения железнодорожников и членов их семей своевременной и качественной медицинской помощью, приватизирована обществом, как неотъемлемый элемент в составе единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог для обеспечения социальной защиты работников общества в области здравоохранения.

Тем временем, одновременно с отстаиванием в арбитражном суде своих прав органы управления медициной выносили локальные процессуальные акты, противоречащие доводам, приведенным арбитражному суду, совершали действия, направленные на сокращение и полную ликвидацию стационара узловой больницы, якобы, необходимого для обеспечения прав и социальных гарантий железнодорожников.

Так, приказом от 15.02.2008 №17 региональной дирекции медицинского обеспечения на Северо-Кавказской железной дороге филиала «Дирекции медико-технического и фармацевтического обеспечения» ОАО «РЖД» на основании «протокола совещания Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» от 29.06.2007 в городе Ростове-на-Дону «в связи с подготовкой реорганизации» больницы в поликлинику и.о. главного врача больницы был обязан подготовить перечень изменений в штатном расписании, план использования высвобождаемых помещений, а начальник Региональной дирекции медицинского обеспечения – внести изменения в план койко-дней и смету расходов (л.д. 152).

20.04.2009 №29 ОАО «РЖД» утвердило приложение к Положению о Департаменте здравоохранения ОАО «РЖД», и перечень филиалов и негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», находящихся в непосредственном ведении Департамента здравоохранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Согласно пункту 97 Перечня узловая железнодорожная больница отнесена к их числу, то есть с 20.04.2009 социальный объект ОАО «РЖД» –Тихорецкая узловая железнодорожная больница де-юре перешел в непосредственное подчинение Департамента здравоохранения ОАО «РЖД», а де-факто продолжал выполнять приказы и распоряжения УСКЖД.

Следовательно, с 20.04.2009 нереализованный приказ от 15.02.2008 № 18 региональной дирекции медицинского обеспечения на Северо-Кавказской железной дороге филиала «Дирекции медико-технического и фармацевтического обеспечения» ОАО «РЖД» мог исполняться только с одобрения Департамента здравоохранения ОАО «РЖД», к компетенции которого (непосредственному ведению) была отнесена узловая больница.

Несмотря на это обстоятельство, приказом от 22.04.2008 №114 и.о. главного врача узловой больницы Высоцкого А.В., в отсутствие не только распоряжения, но и согласия компетентного органа ОАО «РЖД», объявляется о закрытии круглосуточного стационара больницы:

- стационар больницы должен быть полностью закрыт 09.06.2008;

- с 26.05.2008 запрещена госпитализация пациентов,

- в срок до 04.06.2008 заведующие отделениями были обязаны выписать больных;

- до 25.05.2008 списаны или переданы в поликлинику оборудование и материальные ценности больницы;

- определено время окончания работы – 06.06.2008 в 12.00 часов.

Фактически состоявшаяся запланированная реорганизация, не оформленная соответствующими процессуально-правовыми механизмами ОАО «РЖД» (л.д. 154).

Только 13.10.2009, то есть через год и четыре месяца после фактической ликвидации узловой больницы, распоряжением ОАО «РЖД» №2087р негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» было переименовано в негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с изменением юридического адреса: улица Октябрьская, д.5 (л.д. 66).

Суд считает, что ОАО «РЖД», УСКЖД, НУЗ поликлиника нарушили законодательство Российской Федерации ввиду следующего.

В силу подпункта «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральный транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации.

Именно поэтому в результате приватизации, исходя из конституционного требования, собственником 100% акций созданного единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД» осталось государство – Российская Федерация (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»).

Следовательно, Российская Федерация, определив особенности приватизации железнодорожного транспорта, передавая новому собственнику лечебный корпус Тихорецкой узловой железнодорожной больницы, исходила из того, что новый собственник не только обеспечит содержание передаваемых объектов социальной сферы, но и повысит уровень социальной защищенности его работников. Фактически государство, передавая спорное имущество по договору приватизации, одновременно передало вновь созданному обществу существовавшие обязанности Министерства железнодорожного транспорта в области оказания медицинских услуг железнодорожникам.

Аналогичное толкование правовой проблеме дано арбитражными судами Российской Федерации.

Суд установил, что новый собственник лечебного корпуса Тихорецкой узловой железнодорожной больницы нарушил условия договора приватизации, на которых ему передан спорный объект. Якобы, осуществив переименование больницы в поликлинику, ОАО «РЖД» за полгода (с 01.01.2008 по 06.06.2008) допустило фактическую реорганизацию с полной ликвидацией круглосуточного стационара учреждения здравоохранения. Органы управления собственника давали указания о сокращении лечебных отделений больницы, количества коек.

Последний приказ и.о. главного врача узловой больницы Высоцкого А.В от 22.04.2008 №114 по сути ликвидировавший лечебное учреждение, изданный с нарушением компетенции, собственник не отменил, мер к предотвращению этой ликвидации не принял. Оборудование и материальные ценности больницы частично переданы поликлинике, остальные списаны. Несмотря на утверждение Высоцкого о полном сохранении медперсонала больницы переводом в поликлинику, многие высококвалифицированные специалисты остались без работы (семеро: заведующий хирургическим отделением ФИО16., заведующий реанимационным отделением ФИО17., заведующая терапевтическим отделением ФИО18., врачи ФИО19 ФИО20 ФИО21, ФИО22.). Кроме того, уволены одиннадцать медицинских сестер; восемь санитарок, полностью уволены коллективы физиотерапевтического и центрального стерилизационного отделений, пищеблока и прачечной.

Содержание права собственности, установленное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляет собственнику право владения, пользования и распоряжения имуществом. Между тем, наравне с правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, закон требует, чтобы они не противоречили закону и иным правовым актам и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Законодательством Российской Федерации о приватизации, а именно, пунктами 3,4 статьи 30 Федерального Закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определены особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Поступив в собственность общества, учреждение здравоохранения Узловая железнодорожная больница станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги приобрело статус частной собственности с объектами недвижимости в частной системе здравоохранения.

Суд считает, что приватизацию имущества железнодорожного транспорта не следует рассматривать буквально как способ передачи имущества в частную собственность, поскольку это имущество, в том числе объекты здравоохранения, находится в собственности ОАО «РЖД», но акции принадлежат государству. Явной целью законодателя при осуществлении данной приватизации, было увеличение эффективности работы железнодорожной отрасли, оставшейся подконтрольной государству.

По конституционной норме, определенной пунктами 1 и 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Российская Федерация, являясь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, принимает меры к охране социальных прав, в том числе путем издания законов, обеспечивающих данную функцию.

Вопреки задаче повышения уровня социальной защиты работников общества, сформулированной подпунктом 14 пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Общество не только не повысило, а напротив, полностью аннулировало возможность такой защиты в условиях ликвидации лечебного стационара учреждения здравоохранения.

Общество нарушило статью 6 Закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», определившую одним из видов его деятельности содержание объектов социальной сферы, находящихся в его собственности, а также нарушило один из основных принципов деятельности – повышение уровня социальной защищенности его работников.

Судом установлено, и это не оспаривает ответчик, что в отношении переданного путем приватизации хозяйствующему субъекту ОАО «РЖД» учреждения здравоохранения не исполнено установленное законом условие приватизации объекта – его сохранение, что повлекло снижение уровня социальной защиты работников железнодорожного транспорта вопреки принятой обязанности повышения этого уровня, указанной в учредительных документах Общества.

До настоящего времени целевое назначение данного объекта Обществом не изменялось, однако не исполняются требования закона, возложившие на него бремя содержания имущества в целях, право на которые зарегистрировано.

Общество, полностью уклонившись от деятельности по содержанию данного социального объекта, нарушило один из основных принципов своей деятельности – повышение уровня социальной защиты работников.

В целях обеспечения конституционных норм, выполнения законов Российской Федерации, направленных на защиту социальных прав граждан, в 2004 году Советом директоров ОАО «РЖД» утверждена Концепция развития здравоохранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период до 2010. Как указано в преамбуле, она разработана на основе Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и Стратегической программы развития ОАО «РЖД». Частью 9 статьи 7.1. данной Концепции предусмотрено совершенствование организации медицинской помощи в отрасли.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р, отмечено, что система здравоохранения еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. Существенные инвестиции в здравоохранение, сделанные в последние годы государством, не позволили значительно улучшить ситуацию, так как не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Подпунктами 2 и 14 пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585, которым создано ОАО «Российские железные дороги» и утвержден его Устав, в качестве основных задач общества закреплены: сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления; повышение уровня социальной защиты работников общества.

Обсуждая обоснованность заявленных требований в интересах жителей города Тихорецка и Тихорецкого района, суд считает, что действия Общества, повлекшие ликвидацию стационара больницы, существенно снизили уровень их социальной защиты.

При этом суд признает общеизвестным фактом, не подлежащим доказыванию, что ликвидация узловой железнодорожной больницы резко снизила уровень обеспечения медицинскими услугами не только железнодорожников, но и населения города и района, поскольку больные люди вынужденно размещаются в коридорах лечебных отделений городской больницы, образовались очереди нуждающихся в стационарном лечении жителей города и района, ожидающих освобождения коек в стационаре.

При таких обстоятельствах утверждение главного врача поликлиники Высоцкого, что уровень медицинского обслуживания железнодорожников не снизился, ошибочен.

Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что они являются ненадлежащим ответчиком и при наличии нарушений ответственность должна возлагаться на балансодержателя – поликлинику, которой передано в пользование здание лечебного корпуса больницы, также ошибочны, поскольку здание лечебного корпуса узловой железнодорожной больницы вместе с лечебным учреждением передано в собственность ОАО «РЖД» на условиях, что новый собственник с помощью этих объектов повысит уровень социальной защиты железнодорожников.

Доводы ответчика со ссылкой на часть 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку данная правовая норма предусматривает, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

В судебном заседании установлено, что именно ответчик – ОАО «РЖД» принял особые условия приватизации, взял на себя обязательства повышения уровня социальной защиты работников, включив эти гарантии в учредительные документы.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, обоснованы требования прокурора в части признания деятельности ответчиков не соответствующей законодательству Российской Федерации и Уставу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», нарушивших выполнение требований к социальной защищенности работников железнодорожного транспорта и жителей города Тихорецка и Тихорецкого района по оказанию услуг в сфере здравоохранения, а также по надлежащему содержанию социального объекта – негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги», допустившего полную ликвидацию стационара узловой железнодорожной больницы, прекративших эксплуатацию здания лечебного корпуса, расположенного по адресу: город Тихорецк, улица Красноармейская,66.

Обсуждая требования прокурора в части несоблюдения земельного законодательства, суд также счел их обоснованными.

В соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Земельный участок площадью 16 520 кв. м., расположенный по тому же адресу, имеющий кадастровый номер принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.08.2004.

Согласно постановлению главы администрации города Тихорецка от 09.02.1999 №89 узловой больнице станции Тихорецкая предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по улице Красноармейской, 66, расположенный под зданием лечебного корпуса больницы для выполнения возложенных на неё функций. Поскольку администраций города Тихорецка установлен вид разрешенного использования данного земельного участка для обеспечения деятельности лечебного учреждения, следовательно, он предназначен для эксплуатации здания узловой больницы (л.д. 158). Как пояснила в судебном заседании представитель администрации Тихорецкого района Нартова Е.А., вид разрешенного использования земельного участка, расположенного под корпусом стационара узловой больницы, не изменялся.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок по улице Красноармейской, 66 в городе Тихорецке не используется собственником в соответствии с видом его разрешенного использования, поскольку размещенный на нем стационар узловой больницы не эксплуатируется.

Нормой статьи 285 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением.

Следовательно, земельный участок не используется по целевому назначению, поэтому требования прокурора законны, поскольку собственник, а также лица, которым спорный объект передан в оперативное управление, ненадлежащим образом содержат социальный объект – негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Изучив требование прокурора о незаконном непринятии мер по противодействию терроризму и несоблюдении правил пожарной безопасности при эксплуатации здания лечебного корпуса, суд также считает их обоснованными ввиду следующего.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.03.2004 ОАО «РЖД» имеет в собственности комплекс Тихорецкого стационара по улице Красноармейской, 66 в городе Тихорецке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (далее – Закона о пожарной безопасности), пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности).

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлена обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пообеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29.03.2004 ОАО «РЖД» имеет в собственности комплекс Тихорецкого стационара по улице Красноармейской, 66 в городе Тихорецке (л.д. 156).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации от 13.08.2005 комплекс больницы, а именно – нежилое одноэтажное кирпичное здание пищеблока-прачечной площадью 440,9 кв.м., нежилое одноэтажное здание склада хранения материалов и продуктов площадью 61,9 кв.м., нежилое одноэтажное здание паталогоанатомического отделения площадью 58,9 кв.м., нежилое кирпичное двухэтажное здание лечебного корпуса площадью 3256,7 кв.м., нежилое одноэтажное кирпичное здание диагностической лаборатории площадью 231,8 кв.м., нежилые одноэтажные кирпичные здания гаражей площадью 228,3 кв.м.; 17,9 кв.м.; 32,2 кв.м. до сих пор находятся в оперативном управлении узловой больницы на станции Тихорецкая по распоряжению ОАО «РЖД» от 31.12.2004 №4399р (л.д., л.д. 99-106).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что собственником имущества является ОАО «РЖД», а поликлиника не осуществляла за собой регистрацию перехода права в связи с переименованием.

В связи с несогласием представителя ответчика с утверждением прокурора о несоблюдении ответчиком требований пожарной безопасности судом поручалось проведение обследования на этот предмет с участием сторон.

Согласно справке Отдела надзорной деятельности Тихорецкого района от 29.08.2011 №23/9.47-715 в ходе обследования с участием Высоцкого А.В. Узловой больницы, расположенной по улице Красноармейской, 66 в городе Тихорецке, выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313: отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей опожаре (пункт 98); здание и территория больницы не обеспечены противопожарным водоснабжением (пункт 89); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (пункт 36); электрооборудование выполнено с нарушением требований ПУЭ (пункт 57); отсутствуют первичные средства пожаротушения (пункт 108); допускается установка металлических решеток на окнах первого этажа (пункт 40);допускается горючая отделка путей эвакуации (пункт 53); ширина эвакуационных выходов в коридоре второго этажа и юго-восточный коридор первого этажа в свету менее 1,35 м (пункт 51); открывание эвакуационного выхода из коридора первого этажа в лестничную клетку, ведущую от чердачного помещения не в направлении выхода (пункт 52); не разработаны и не вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (пункт 16); отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также к входам в здания и сооружения; места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности (пункт 27); в нарушение пункта 40 кладовая оборудована под лестничной клеткой первого этажа центрального входа, на путях эвакуации первого этажа центрального входа установлена дополнительная дверь; отсутствуют объемные светящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием, используемые на путях эвакуации (пункт 61).

Кроме того, в ходе проверки отделом надзорной деятельности выявлены нарушения СНиП 21.01-97"Пожарная безопасность зданий и сооружений", а именно: между маршами лестниц и поручнями ограждений лестничных маршей не предусмотрен зазор шириной 75 мм; выход из лестничной клетки на чердак предусмотрен по лестничному маршу не через противопожарные двери, размер которых должен быть не менее 075Х1,5 м (л.д. 148).

В обоснование возражений представителем ответчика суду представлены договоры подряда и акты выполненных работ, подписанные главным врачом узловой поликлиники Высоцким за период с 01.01.2011 по 30.06.2011 (л.д. 107-130), согласно которым он поручал подрядчику произвести следующие работы: «проверка целостности охраняемого объекта, исправности освещения, при выявлении попыток проникновения, сообщать в дежурную часть милиции». Вместе с тем, в указанных документах не указаны наименование, адрес и место фактического расположения объекта, в отношении которого был заключен договор и составлен акт о приятии выполненной работы, следовательно, они не могут быть приняты судом в качестве доказательств ответчика о необоснованности требований прокурора. По утверждению прокурора, на момент прокурорской проверки здание не охранялось, в него имелся свободный доступ для посторонних.

Кроме того, суд находит обоснованными заявленные требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика в части неисполнения Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закона о противодействии терроризму), установившего в статье 2 следующие принципы: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма.

Нормой статьи 14 Федерального закона от 21.12.1194 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) установлены следующие обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного исоциального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Здание ликвидированного стационара находится в центре города Тихорецка в непосредственной близости с двумя учебными заведениями – школой, где обучаются 823 человека учащихся и техникумом, где обучаются 1860 учащихся на дневном отделении и 571 учащихся – на заочном отделении.

При этом суд не принимает довод ответчиков о невыполнении требований противопожарной безопасности и антитеррориститческих мероприятий ввиду того, что здание не эксплуатируется, поскольку законодатель связывает исполнение указанных требований не с фактом эксплуатации здания или объекта недвижимости, а с его наличием в собственности. Данный довод не может быть принят судом еще и потому, что эксплуатация здания лечебного корпуса прекращена вследствие действий, признанных настоящим решением незаконными.

Таким образом, суд установил, что лечебный корпус Тихорецкой узловой железнодорожной больницы по улице Красноармейской, 66 в городе Тихорецке не используется по целевому назначению, не охраняется, не соответствует требованиям пожарной безопасности, а также требованиям Федеральных законов о противодействии терроризму и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доводы представителя ответчиков Солодкой о ненадлежащем способе защиты прав прокурором суд считает ошибочными.

В соответствии с нормой статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Кроме того, данная норма допускает защиту гражданских прав иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Законом о прокуратуре право прокурора на обращение в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования и не установлена какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.

При указанных обстоятельствах, поскольку заявленные прокурором требования о признании деятельности ответчика не соответствующей законодательству Российской Федерации, Уставу ОАО «РЖД», нашли полное подтверждение в ходе судебного разбирательства, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 193, 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуроры удовлетворить.

Признать не соответствующей законодательству Российской Федерации и Уставу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» деятельность открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории города Тихорецка и Тихорецкого района, необеспечивающей повышение, но снизившей уровень социальной защиты работников общества в сфере медицинских услуг.

Признать не соответствующей законодательству Российской Федерации и Уставу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» деятельность по содержанию объекта недвижимого имущества – нежилого двухэтажного кирпичного здания лечебного корпуса общей площадью 3256,7 кв.м., расположенного в городе Тихорецке по улице Красноармейская, 66.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги», негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившегося в непринятии мер по противодействию терроризму на объекте недвижимого имущества – нежилого двухэтажного кирпичного здания лечебного корпуса общей площадью 3256,7 кв.м., расположенном в городе Тихорецке по улице Красноармейская, 66.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» принять меры по восстановлению уровня социальной защиты в сфере медицинских услуг работников общества, членов их семей, а также пенсионеров – работников железнодорожного транспорта, имеющих право наосновании отраслевых соглашений намедицинское обслуживание ведомственными учреждениями здравоохранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на территории города Тихорецка Тихорецкого района.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая поликлиника настанции Тихорецкая открытого акционерного общества «Российские железные дороги» привести всостояние, соответствующее требованиям попротиводействию терроризму, в том числе правилам пожарной безопасности, объект недвижимого имущества – нежилое двухэтажное кирпичное здание лечебного корпуса общей площадью 3256,7кв.м. в городе Тихорецке по улице Красноармейская, 66.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в срок десять дней.

Судья: