Решение иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Палецких Е.Е. к администрации Краснодарского края, администрации МО Тихорецкий район, департаменту семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения



К делу №2-1786/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Пустоваловой Л.Р.,

при секретаре судебного заседания Литвишко С.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район – Сигитовой В.В., действующей на основании доверенности №7183 от 21 сентября 2011 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район – Исаевой И.В., действующей на основании доверенности №7980 от 14 октября 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Палецких Евгения Евгеньевича к администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, департаменту семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Тихорецкий межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Палецких Е.Е. к администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район, департаменту семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Иск мотивирован тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Палецких Е.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории лиц, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено в нарушение части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала, пояснила, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ Палецких Е.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесен в отдельный основной список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, состоит в очереди под номером . До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено в нарушении части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы губернатора Краснодарского края от 30.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот, согласно которому указанную функцию обязаны исполнять органы местного самоуправления. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» администрации Тихорецкого района переданы полномочия по осуществлению мер социальной поддержки и обеспечению жильем детей-сирот.

Представитель истца просит возложить на ответчика обязанность вне очереди предоставить Палецких Е.Е. по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Лицо, в чьих интересах заявлен иск Палецких Е.Е., в суд не явился, причины неявки суду не сообщил, о дне слушания дел была надлежаще извещен.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Палецких Е.Е..

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район Сигитова В.В. исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению пояснила, что администрация Краснодарского края передала государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот на территории города Тихорецка и Тихорецкого района районной администрации. Всего на 2011 год в краевом бюджете предусмотрено выделение Тихорецкому району 5024300 рублей, однако, до настоящего времени в местный бюджет не поступили указанные субвенции из краевого бюджета.

Без выделения (направления) в бюджет муниципального образования Тихорецкий район денежных средств краевого бюджета на исполнение государственного полномочия правовых оснований обязать администрацию исполнить данное государственное полномочие не имеется.

Расходование денежных средств краевого бюджета по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан осуществляется на основании заключаемых департаментом семейной политики Краснодарского края как главным распорядителем средств краевого бюджета соглашений.

В 2011 году такое соглашение не заключалось, денежные средства краевого бюджета в виде субвенции в бюджет муниципального образования Тихорецкий район не переданы. При поступлении в местный бюджет денежных средств краевого бюджета гражданам указанных категорий будет организовано предоставление жилых помещений. Ввиду отсутствия в Тихорецком районе свободных жилых помещений, не представляется возможным вне очереди обеспечить жильем Палецких Е.Е..

Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Тихорецкий район Исаева И.В. исковые требования прокурора считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению, пояснила, что Палецких Е.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Он внесен в отдельный основной список граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Тихорецкий район, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Палецких Е.Е. состоит в списке под При поступлении в местный бюджет денежных средств краевого бюджета гражданам указанной категории будет организовано предоставление жилых помещений.

Представители ответчиков: администрации Краснодарского края и департамента семейной политики администрации Краснодарского края в суд не явились. В поступивших ходатайствах просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, указывая, что реализация права Палецких Е.Е. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Палецких Е.Е. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Тихорецкий район.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Конституцией Российской Федерации в статье 2 закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции), в котором обеспечивается право каждого на жилище (части 1 и 3 статьи 40) Конституции Российской Федерации.

По пункту 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Палецких Е.Е. относиться к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ Палецких Е.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и внесен в отдельный основной список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ, состоит в очереди под номером 66. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Палецких Е.Е. значится зарегистрированным по адресу: Краснодарский край, город Тихорецк, улица <адрес> квартира 22 комната 4 с 01 сентября 2011 года, проживает по указанному адресу на условиях найма жилого помещения.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях детей-сирот) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а нормой статьи 8 установлено, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, не установлен и срок его предоставления.

Согласно статье 5 Закона о дополнительных гарантиях детей-сирот исполнение указанных гарантий относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 года №653. Формирование списков граждан-претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма, осуществляется органом местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с пунктом 4.4 Порядка органы местного самоуправления предоставляют по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805 КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьи 1 и 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам.

Данным краевым законом указанные государственные полномочия в области социальной сферы переданы муниципальному образованию Тихорецкий район.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Тихорецкий район наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам.

В судебном заседании ответчиками не оспорено право Палецких Е.Е. как ребенка-сироты на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Однако, несмотря на то, что Палецких Е.Е. принят на учет администрацией в Тихорецкого района, он не обеспечен жильем вне очереди в соответствии с требованиями Закона о дополнительных гарантиях детей-сирот.

При указанных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Тихорецкой межрайонной прокуроры в интересах Палецких Евгения Евгеньевича к администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тихорецкий район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Возложить на администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края и администрацию муниципального образования Тихорецкий район обязанность предоставить Палецких Евгению Евгеньевичу по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям при поступлении финансирования из бюджета Краснодарского края согласно очереди для данной категории граждан.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.

Судья: