Решение по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОПФ РФ по Краснод. краю, УПФ РФ в МО Тихорецкий район Краснод. края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по противод. терроризму



К делу № 2-882/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2011 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Семенова Е.А.,

при секретаре судебного заседания Ясневой Д.С.,

с участием представителя истца – помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Завальнюк А.Ю.,

представителя ответчиков – Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края – Павлють Т.А., действующей на основании доверенностей №20-юр от 19 июля 2011 года, №01-316 от 24 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по противодействию терроризму,

У С Т А Н О В И Л:

Тихорецкий межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по противодействию терроризму. Просит признать незаконным бездействие Отделения Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) по Краснодарскому краю, выразившееся в непринятии мер по противодействию терроризму при эксплуатации здания бывшего детского сада, расположенного по адресу: город Тихорецк, улица <адрес>, , и обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании представитель истца Завальнюк А.Ю. уточнила заявленные исковые требования, просит признать незаконным бездействие Отделения Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) по Краснодарскому краю и Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по противодействию терроризму при эксплуатации здания бывшего детского сада, расположенного по адресу: город Тихорецк, улица <адрес>, , и обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности при эксплуатации здания бывшего детского сада, расположенного по указанному адресу. Представитель истца пояснила, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму выявлены нарушения требований федерального законодательства в Отделении Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) по Краснодарскому краю и Управлении Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края, допущенные при содержании и эксплуатации здания бывшего детского сада. Данное здание расположено в городе Тихорецке по улице <адрес> и находится в оперативном управлении Отделения Пенсионного Фонда РФ по Краснодарскому краю. В ходе осмотра территории бывшего детского сада, который в настоящее время не действует, выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. Данное здание не эксплуатируется, основание и несущие конструкции здания имеют разрушения и повреждения, приводящие к его деформации и ухудшающие эксплуатирующие свойства конструкций. Отсутствуют оконные и дверные проемы, также отсутствует часть кровли, здание находится в аварийном состоянии. Земельный участок, на котором расположено здание, не огорожен, вследствие чего доступ к нему не ограничен, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан. Установлено, что в здании бывшего детского сада допущены нарушения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03). Охрана данного объекта не осуществляется. Существующие помещения здания захламлены, возможно, возгорание (ППБ 01-03 п. 21). Строение расположено вблизи эксплуатируемых зданий и сооружений, что в случае пожара может нанести материальный ущерб третьим лицам (ППБ 01-03 п. 22). Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом обследования администрации Тихорецкого городского поселения от 06.05.2011 года и письмом отдела государственного пожарного надзора города Тихорецка. Здание бывшего детского сада находится в городе Тихорецке в непосредственной близости с эксплуатируемыми зданиями и сооружениями города Тихорецка, являющимся местом скопления людей. В случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности в здании бывшего детского сада минимизация последствий террористического акта не будет достигнута. Ненадлежащее соблюдение требований законодательства о необходимости принятия мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта, а также требований законодательства о пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц и интересы государства.

Представитель ответчиков - Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю и Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края – Павлють Т.А. исковые требования не признала и пояснила, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Краснодарскому краю не признает заявленные требования по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 г. № 2122- 1 - Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

В соответствии со статьями 6, 10, 144, 148, 161, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы внебюджетных фондов (в том числе и Пенсионный фонд Российской Федерации), их учреждения являются участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне.

При таком нормативном регулировании Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выполняют функции органов государственной власти и управления, что также подтверждается Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 г. № 9-П.

Контроль за правильным, рациональным и целевым расходованием бюджетных средств осуществляется Счетной Палатой Российской Федерации и ревизионной комиссией ПФР.

Бюджет Пенсионного фонда РФ ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР.

Положением об Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) по Краснодарскому краю, утвержденном постановлением Правления ПФР от 21 сентября 2005 г. № 169-п, Отделение ПФР (государственное учреждение) по Краснодарскому краю создано для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения в Краснодарском крае, коммерческая деятельность, получение доходов от хозрасчетной деятельности не предусмотрено.

Все недвижимое имущество (в том числе административные здания и другие нежилые помещения), закрепленное за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами на праве оперативного управления, является федеральной собственностью.

ОПФР по Краснодарскому краю на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости - одноэтажное нежилое здание с пристройками, расположенный по адресу: город Тихорецк, улица <адрес>, (свидетельство о государственной регистрации права от 25.05.2002 г.).

Вышеуказанный объект недвижимости является федеральной собственностью и внесен в Реестр федерального имущества, реестровый номер П 12240009663.

В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение обязано использовать закрепленное за ним имущество в соответствии с целями своей деятельности и вправе распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Представителем собственника имущества выступает Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.09.2000 г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано заключить с Пенсионным фондом соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий.

Во исполнение данного Указа решением Тихорецкого городского совета депутатов Краснодарского края от 20.12.2001 г. № 107 в федеральную собственность на баланс Отделения ПФР по Краснодарскому краю был передан объект недвижимости - нежилое здание в аварийном состоянии, непригодное для использования по целевому назначению – размещению специалистов Управления ПФР в Тихорецком городском поселении.

В связи с тем, что до настоящего времени денежных средств из бюджета ПФР на реконструкцию данного объекта недвижимости выделено не было, объект по целевому назначению не используется, Пенсионным фондом Российской Федерации было принято решение об изъятии нежилого помещения у Отделения ПФР по Краснодарскому краю в казну Российской Федерации.

Письмом от 23.04.2009 г. № 03-4827 сформированный пакет документов на изъятие объекта недвижимости из оперативного управления был направлен в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю и до настоящего времени находится на рассмотрении.

От лица Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тихорецком районе Краснодарского края Павлють Т.А. пояснила, что согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года. В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Таким образом, ответственность за несоблюдение градостроительного законодательства и строительных норм возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тихорецком районе Краснодарского края никаких прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: город Тихорецк, улица <адрес>, , не имеет. Считает, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихорецком районе Краснодарского края является не надлежащим ответчиком по данному делу.

Кроме того, считает, что иск подан с нарушением правил подсудности, установленных статьёй 28 ГПК РФ.

По изложенным основаниям просит отказать в удовлетворении заявленных Тихорецким межрайонным прокурором исковых требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, выявлены нарушения требований федерального законодательства, допущенные Отделением Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края при содержании и эксплуатации здания бывшего детского сада, расположенного в городе Тихорецке, по улице <адрес>, дом , находящемся в оперативном управлении Отделения Пенсионного Фонда РФ по Краснодарскому краю.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2, статьёй 5 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму.

С целью обеспечения федерального законодательства Антитеррористической комиссией Краснодарского края разработана Типовая инструкция по организации на территории Краснодарского края защиты от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера объектов образовательных учреждений.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Статьёй 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Приведенный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

В ходе осмотра территории бывшего детского сада, в настоящее время недействующего, расположенного в городе Тихорецке по улице <адрес>, дом , выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. Здание бывшего детского сада не эксплуатируется, основания и несущие конструкции здания имеют разрушения и повреждения, приводящие к его деформации и ухудшаюшие эксплуатирующие свойства конструкций. Отсутствуют оконные и дверные проемы, также отсутствует часть кровли, здание находится в аварийном состоянии. Земельный участок, на котором расположено здание, не огорожен, вследствие чего доступ к нему не ограничен, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 21.12. 1994 г. №69 «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Кроме этого, в ходе проверки установлено, что в здании бывшего детского сада допущены нарушения Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03). Охрана данного объекта не осуществляется. Существующие помещения здания захламлены, возможно возгорание (ППБ 01-03 п. 21). Строение расположено вблизи эксплуатируемых зданий и сооружений, что в случае пожара может нанести материальный ущерб третьим лицам (ППБ 01-03 п. 22).

Изложенное подтверждается актом обследования администрации Тихорецкого городского поселения от 06 мая 2011 года и письмом отдела государственного пожарного надзора города Тихорецка. В результате нарушены требования статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепившей принципы противодействия терроризму, в числе которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Законом дано понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Здание бывшего детского сада находится в городе Тихорецке в непосредственной близости с эксплуатируемыми зданиями и сооружениями города Тихорецка, являющимся местом скопления людей. В случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности в здании бывшего детского сада минимизация последствий террористического акта не будет достигнута.

В силу требований статьи 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантируют государственную защиту прав граждан, в том числе судебную.

Невыполнение ответчиками вышеизложенных требований закона создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц и нарушает права и интересы государства.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответной стороны о том, что здание бывшего детского сада, принадлежащее на праве оперативного управления Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, до настоящего времени не используется по его целевому назначению - размещению специалистов Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Тихорецком районе ввиду того, что денежных средств из бюджета ПФР на реконструкцию данного объекта недвижимости выделено не было, а Пенсионным фондом Российской Федерации принято решение об изъятии нежилого помещения у Отделения ПФР по Краснодарскому краю в казну Российской Федерации, и сформированный пакет документов на изъятие объекта недвижимости из оперативного управления направлен в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю и до настоящего времени находится на рассмотрении, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения закона создают опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц и нарушают права и интересы государства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Отделения Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) по Краснодарскому краю и Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по противодействию терроризму при эксплуатации здания бывшего детского сада, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, город Тихорецк, улица <адрес>, .

Обязать Отделение Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по Краснодарскому краю и Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности при эксплуатации здания бывшего детского сада, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, город Тихорецк, улица <адрес>, .

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти дней.

Судья